Три миссии университета в России
Ректоры ведущих вузов страны: как высшее образование помогает достигать глобальных целей устойчивого развития. ПЛЮС: ВИДЕО ИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ!
Фото: Pixabay
В ситуации, когда у государства нет четкого понимания, какое именно высшее образование необходимо России, страна не должны гоняться за миражами. Выбор между традиционными англосаксонской или немецкими моделями — это тупик, тем более, что и в США, и в Европе модели образования уже давно синтетические.
Два десятка ректоров ведущих вузов России предлагают свое видение путей развития высшего образования в Отечестве. Интервью с ними и соответствующий анализ провели агентство RAEX и журнал «Стимул» — в рамках проекта «Три миссии университета» Ассоциации составителей рейтингов (АСР).
МИССИЯ ПЕРВАЯ: ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СДВИГИ ОБРАЗОВАНИЯ
Университеты стремительно трансформируются. Ректоры ведущих российских вузов определили главные вызовы, стоящие перед отечественной высшей школой:
1.Образование становится индивидуальным
Многие учебные заведения уже движутся в сторону индивидуального подхода к образованию. Очень интересна модель Liberal Arts — человек может выбрать две, а то и три специализации. Благодаря этому ему легче адаптироваться на рынке труда.
2.Новые технологии
Пандемия показала, что без онлайна обойтись невозможно, а дистанционное образование не может полностью заменить живое общение. Но это лишь верхний слой проблемы. Новые технологии — путь создания эффективного образовательного меж-университетского маркетплейса, который за счёт соревновательности будет стимулировать преподавателей совершенствовать свои курсы и учебные прораммы.
3.Непрерывное образование
Крупный вуз должен быть центром непрерывного образования. В течение всей карьеры специалиста он может и должен зарабатывать на разных программах повышения квалификации.
4. Конкуренция со стороны невузовских организаций
Основные конкуренты вузов — не другие университеты, а неуниверситетские структуры. В лучшем случае — корпоративные университеты, но чаще — корпорации, которые тоже приходят на рынок образовательных услуг.
МИССИЯ ВТОРАЯ: НАУКЕ ВАЖНО ОПЕРЕТЬСЯ НА РЕГИОНЫ
1.Публикации
Главным международным индикатором научных достижений вуза считается публикационная активность. Обычно учитываются количество работ, их цитируемость. Но большое количество публикаций — не всегда свидетельство развития научной деятельности. По мнению российских ректоров, сравниться с американцами по выходу статей в преимущественно американских же журналах вряд ли возможно. Пора создавать свои журналы с высоким импакт-фактором.
2.Научные школы
Само понятие научной школы подразумевает сосуществование учителей и учеников, в этом секрет развития — в постоянном общении, в разговорах, в спорах и дискуссиях. Так создаются условия для обмена энергиями между учеными разных поколений. Великих врачей-самоучек не существует, как и великих физиков-самоучек.
3.Интеллектуальный потенциал регионов
Система высшего образования России не может развиваться только в Москве, Томске, Санкт-Петербурге и еще двух–трёх городах. В каждом регионе должен быть опорный университет. Например, стоит поддержать вузы на Камчатке, иначе прекратится развитие этого региона. Сегодня университеты являются крупнейшими работодателями и крупнейшими налогоплательщиками на территориях своего позиционирования. Рассматривая характеристики конкретного региона, важно учитывать, что его экономическая специализация во многом зависит от реализации программы местного университета.
МИССИЯ 3: ОБЩЕСТВО КАК БАЗИС ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТА
1.Партнерство с ведущими корпорациями.
Мощь вуза определяется мощью его партнёров. Связь с работодателем обязательна для любого технического университета. У всех на слуху понятие базовой кафедры. Она работает со студентами непосредственно на предприятии.
2.Проектное обучение
Почти все выпускные работы — должны быть реальными проектами либо реальными исследованиями, которые проводятся у того или иного партнёра-работодателя. Команды предвыпускников могут включать не только дипломников либо магистров, но и первокурсников — в соответствии с заказами предприятий. Хорошая идея -— создание венчурных инжиниринговых центров, куда приезжают команды ведущих сотрудников предприятий с определенным заданием — и вливаются в студенческую команду. Важно, чтобы такими центрами руководили первые или вторые лица предприятий.
3. Встроенность в экономику региона.
Вуз нужно рассматривать как кластер постиндустриальной экономики, который создает специалистов, идеи, разработки, а порой и продукцию.
4.Глобализация
Выпускник должен прикоснуться к разным научным школам, познакомиться с разными подходами, поработать в разных проектных командах. Прежде чем после окончания прийти на работу в свой университет, желательно два-три года поработать в другом месте, получить другие навыки, изучить иной взгляд на проекты.
5.Традиции и выпускники
Между преподавателями и студентами существует некая «тайна энергетического обмена». Выпускники вуза — это носители его традиций. Хотя есть и более прагматические факторы. Успешная карьера выпускника — гарантия привлекательности вуза для абитуриентов. Выпускник дает рекомендации по подготовке специалистов, приглашает выпускников к себе на практику, на стажировку. И порой — помогает alma mater деньгами.
6.Всестороннее развитие
Помимо собственно получения знаний и формирования навыков, студенты должны иметь возможность заниматься спортом, музыкой и т.д. Достижения в этих направлениях не менее важны, чем победы в профильных олимпиадах.
7.Академические свободы
Отношение к университету как к части крупной корпорации неправильное, считают ректоры. Университетское мышление требует творчества и неких академических свобод, которые не допускаются корпоративной дисциплиной и корпоративной логикой. Университет — это структура, где есть некоторое количество людей, которые занимаются тем, что им интересно, и никому не объясняя, почему они занимаются именно этим.
Источник: RАЕХ Rating Review