Статьи / Образование

Три миссии университета в России

Ректоры ведущих вузов страны — о том, как высшее образование отвечает на новые вызовы и помогает достигать глобальных целей устойчивого развития. ПЛЮС: дайджест ВИДЕО ИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ!

Три миссии университета в России

Фото: Pixabay

В ситуации, когда у государства нет четкого понимания, какое именно высшее образование необходимо России, страна не должны гоняться за миражами. Выбор между традиционными англосаксонской или немецкими моделями — это тупик, тем более, что и в США, и в Европе модели образования уже давно синтетические.

Два десятка ректоров ведущих вузов России предлагают свое видение путей развития высшего образования в Отечестве. Интервью с ними и соответствующий анализ провели агентство RAEX и журнал «Стимул»в рамках проекта «Три миссии университета» Ассоциации составителей рейтингов (АСР).

МИССИЯ ПЕРВАЯ: ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СДВИГИ ОБРАЗОВАНИЯ

Университеты стремительно трансформируются. Ректоры ведущих российских вузов определили главные вызовы, стоящие перед отечественной высшей школой:

1.Образование становится индивидуальным

Многие учебные заведения уже движутся в сторону индивидуального подхода к образованию. Очень интересна модель Liberal Arts — человек может выбрать две, а то и три специализации. Благодаря этому ему легче адаптироваться на рынке труда.

2.Новые технологии

Пандемия показала, что без онлайна обойтись невозможно, а дистанционное образование не может полностью заменить живое общение. Но это лишь верхний слой проблемы. Новые технологии — путь создания эффективного образовательного меж-университетского маркетплейса, который за счёт соревновательности будет стимулировать преподавателей совершенствовать свои курсы и учебные прораммы.

3.Непрерывное образование

Крупный вуз должен быть центром непрерывного образования. В течение всей карьеры специалиста он может и должен зарабатывать на разных программах повышения квалификации.

4. Конкуренция со стороны невузовских организаций

Основные конкуренты вузов — не другие университеты, а неуниверситетские структуры. В лучшем случае — корпоративные университеты, но чаще — корпорации, которые тоже приходят на рынок образовательных услуг.

МИССИЯ ВТОРАЯ: НАУКЕ ВАЖНО ОПЕРЕТЬСЯ НА РЕГИОНЫ

1.Публикации

Главным международным индикатором научных достижений вуза считается публикационная активность. Обычно учитываются количество работ, их цитируемость. Но большое количество публикаций — не всегда свидетельство развития научной деятельности. По мнению российских ректоров, сравниться с американцами по выходу статей в преимущественно американских же журналах вряд ли возможно. Пора создавать свои журналы с высоким импакт-фактором.

2.Научные школы

Само понятие научной школы подразумевает сосуществование учителей и учеников, в этом секрет развития — в постоянном общении, в разговорах, в спорах и дискуссиях. Так создаются условия для обмена энергиями между учеными разных поколений. Великих врачей-самоучек не существует, как и великих физиков-самоучек.

3.Интеллектуальный потенциал регионов

Система высшего образования России не может развиваться только в Москве, Томске, Санкт-Петербурге и еще двух–трёх городах. В каждом регионе должен быть опорный университет. Например, стоит поддержать вузы на Камчатке, иначе прекратится развитие этого региона. Сегодня университеты являются крупнейшими работодателями и крупнейшими налогоплательщиками на территориях своего позиционирования. Рассматривая характеристики конкретного региона, важно учитывать, что его экономическая специализация во многом зависит от реализации программы местного университета.

МИССИЯ 3: ОБЩЕСТВО КАК БАЗИС ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТА

1.Партнерство с ведущими корпорациями.

Мощь вуза определяется мощью его партнёров. Связь с работодателем обязательна для любого технического университета. У всех на слуху понятие базовой кафедры. Она работает со студентами непосредственно на предприятии.

2.Проектное обучение

Почти все выпускные работы — должны быть реальными проектами либо реальными исследованиями, которые проводятся у того или иного партнёра-работодателя. Команды предвыпускников могут включать не только дипломников либо магистров, но и первокурсников — в соответствии с заказами предприятий. Хорошая идея -— создание венчурных инжиниринговых центров, куда приезжают команды ведущих сотрудников предприятий с определенным заданием — и вливаются в студенческую команду. Важно, чтобы такими центрами руководили первые или вторые лица предприятий.

3. Встроенность в экономику региона.

Вуз нужно рассматривать как кластер постиндустриальной экономики, который создает специалистов, идеи, разработки, а порой и продукцию.

4.Глобализация

Выпускник должен прикоснуться к разным научным школам, познакомиться с разными подходами, поработать в разных проектных командах. Прежде чем после окончания прийти на работу в свой университет, желательно два-три года поработать в другом месте, получить другие навыки, изучить иной взгляд на проекты.

5.Традиции и выпускники

Между преподавателями и студентами существует некая «тайна энергетического обмена». Выпускники вуза — это носители его традиций. Хотя есть и более прагматические факторы. Успешная карьера выпускника — гарантия привлекательности вуза для абитуриентов. Выпускник дает рекомендации по подготовке специалистов, приглашает выпускников к себе на практику, на стажировку. И порой — помогает alma mater деньгами.

6.Всестороннее развитие

Помимо собственно получения знаний и формирования навыков, студенты должны иметь возможность заниматься спортом, музыкой и т.д. Достижения в этих направлениях не менее важны, чем победы в профильных олимпиадах.

7.Академические свободы

Отношение к университету как к части крупной корпорации неправильное, считают ректоры. Университетское мышление требует творчества и неких академических свобод, которые не допускаются корпоративной дисциплиной и корпоративной логикой. Университет — это структура, где есть некоторое количество людей, которые занимаются тем, что им интересно, и никому не объясняя, почему они занимаются именно этим.

Источник: RАЕХ Rating Review

ВИДЕО: Выступления ректоров ведущих вузов России

Рекомендуем
Контакты:

Адрес: г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 68
Телефон:+79057401148
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор: Глеб Платошкин
Шеф-редактор: Елена Новомлинская
Реклама:

ad@sdpl.ru
+79057401148
Юлия Волкова

© 2015—2020 «Платформа Устойчивое развитие» - деловое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.