Статьи / Химия / Мода / Экономика

Как «быстрая мода» убивает планету

Производство одежды и обуви в мире выросло в 400 раз за 20 лет. Покупаем больше, а носим меньше.

Как «быстрая мода» убивает планету

Фото: Pixabay

Люксовые бренды при этом – выбрасывают и уничтожают нераспроданные запасы своих коллекций в огромных количествах, потому что не желают отдавать товар со скидкой. Про Природу, чьи ресурсы расходуются впустую, и которую отравляют при утилизации, даже не вспоминают. Сейчас общий объем мирового рынка одежды, по данным «MarketLine», немного не дотягивает до полутора триллионов долларов.

Это почти два процента мирового ВВП. Эксперты прогнозируют рост рынка еще на четыре-пять процентов ежегодно. Если тенденция сохранится, к 2030-му году каждые 12 месяцев будет выпускаться примерно 102 миллиона тонн одежды и обуви (плюс поправка на рост этого объема).

В XXI веке в индустрии моды превалирует новая модель бизнеса«fast fashion». Себестоимость производства товаров упала, это позволило существенно снизить цены для покупателей. Однако, чтобы продолжать зарабатывать, корпорациям нужно заставить нас покупать все больше и больше. Высокий товарооборот обеспечивается как снижением стоимости одежды и обуви для потребителей, так  и постоянным обновлением их ассортимента.

Если раньше в году было две сезонные коллекции, сейчас их количество может достигать 52-х! Каким же образом? У конкретной марки (бренда) каждую неделю могут быть обновления, при котором коллекция всякий раз выглядит свежо и неповторимо. Некоторым образом, покупатель оказывается «подсаженным» на модный безостановочный конвейер.

Такое искусственное «моральное устаревание» абсолютно новых товаров контролируется фэшн-монополистами. Чтобы среднестатистический клиент покупал, например, несколько пар кроссовок в год, его необходимо убедить, что прежняя обувь уже никуда не годится. На стимулирование перепотребления рассчитано и качество товаров – многие исследования доказывают, что в последние годы товары производятся из менее прочных материалов и быстрее изнашиваются.

Модно-токсичный мусор

«Гринпис» подсчитал, что в мире ежегодно выпускается 100 миллиардов единиц одежды. А объём отходов модной индустрии достигает 92 миллионов тонн. Большая часть произведенной одежды и обуви не надевается ни разу, а с полок магазинов или складов попадает сразу на мусорные свалки, где разлагается десятилетиями или сжигатся.

С 1999 по 2009 годы объем текстильного мусора вырос на 40%. По данным организации «EcoWatch», каждую секунду в мире сгорает «один грузовик с одеждой». За счет производства и последующего сжигания нераспроданного нового товара, индустрия моды ежегодно выбрасывает в атмосферу около миллиарда тонн CO2.

Между тем, горение «фешн-мусора» весьма токсично. Более 60% производящейся сейчас одежды имеет в составе полиэстер, а он при сжигании выделяет в три раза больше парниковых газов, чем хлопок.

Cтратегия сжигания нераспроданного товара свойственная корпорациям, производящим одежду разной ценовой категории. Однако больше внимания привлекают к себе люксовые бренды. «The Times» утверждают, например, что за последние пять лет бренд «Burberry» сжег модной одежды и сумок на общую сумму в 65 миллионов долларов. В СМИ и социальных сетях это вызвало волну возмущения, появился даже хэштег #burnberry. И это объяснимо: большая часть населения планеты не может позволить себе купить хотя бы одну вещь люксового бренда.

Дорогие торговые марки склонны сжигать нераспроданное, так как распродажи могут повредить их имиджу «эксклюзивности», неповторимости. Поэтому большинство известных люксовых брендов не распродают свою одежду, обувь и аксессуары в конце сезона по сниженной цене, а сразу отправляют в утиль. Особая внутренняя «логика» таких фирм не позволяет им со скидкой предлагать дорогие вещи тем, кто не в состоянии заплатить за них полную немалую сумму.

Жажда и рабский труд

На производство одной пары джинсов в среднем уходит 920 галлонов воды или почти три с половиной тысячи литров (один галлон это 3,78 литра). Но и это еще не все. В странах третьего мира огромное количество больших и малых рек, на берегах которых расположены текстильные и кожевенные производства, отравлены химикатам для отделки тканей и кож. Следы этой отравы найдены даже у берегов Арктики.

В то же самое время, по данным ООН, более двух миллиардов человек на планете не имеют доступа к безопасной питьевой воде. И это ежегодно приводит к смерти почти 300 тысяч детей в возрасте до пяти лет.

Одежду, производство которой «выпивает» столько чистой воды  и еще больше – оставляет загрязненной, «перепотребляют» в развитых, богатых странах. А от жажды и отравлений страдают и умирают жители развивающихся государств, в которых как раз и сконцентрировано основное фабричное производство одежды и обуви.

В XX веке в США, например, носили преимущественно то, что выпускалось в самих Штатах. Сейчас 97% производства перенесено в страны «третьего мира». Это экономически выгодно заказчику, так как именно там себестоимость изготовления товаров максимально низкая.

В Бангладеш 80% экспорта составляет легкая промышленность. В условиях безработицы люди готовы работать чуть ли не по 17 часов в сутки за гроши. В 2017 году исследования подтвердили, что на разных предприятиях 40-60% работников младше 18 лет.

Условия труда на швейных фабриках в большинстве своем не соответствуют международным стандартам. В 2013 году произошло обрушение восьмиэтажной фабрики «Rana Plaza», погибли более 1100 работников, а получили ранения или травмы вдвое больше. Следствие выяснило, что при строительстве были грубо нарушены многие нормативы.

Трагедия привлекла внимание общественности к этой проблеме. Международная организация труда запустила глобальный проект улучшений условий на текстильном производстве. Однако в 2016 году международное движение активистов текстильного производства «Asia Floor Wage Alliance» зафиксировало, что условия труда на фабриках Бангладеш за три года так и не изменились к лучшему.

Что может помочь

Эксперты считают, что компании фэшн-индустрии внедряют так называемые «устойчивые решения» в сфере своего производства недостаточно быстро. Это ухудшает ситуацию и с глобальным потеплением, и умножает бедность и нищету.

Но ведь в мире современного ритейла тенденции могут задавать сами потребители. Так как бренды вынуждены подстраиваться под покупательские запросы. Новое исследование «Boston Consulting Group» показывает, что более половины потребителей в европейских странах понимают важность распространения принципов устойчивого развития на текстильную промышленность. Это подтверждается и ростом упоминаний о принципах устойчивого развития ООН в социальных сетях. Такая осведомленность, в свою очередь, побуждает потребителей отдавать предпочтение брендам с более этичным и экологичным взглядом на процесс организации производства и место в нем человека.

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.