Алексей Мирошниченко: Где искать общую точку «озеленения» России
Новый «зеленый» формат экономики поможет решать любые бизнес-задачи. Только не надо идти на поводу «экологических ортодоксов» — они требуют немедленно принести доходы людей в жертву показателям выбросов СО2. Взгляд заместителя председателя ВЭБ.РФ.
Фото: Pixabay
«Зеленые финансы» окончательно вошли в число инструментов, которые правительство планирует использовать для ускорения темпов роста российской экономики. 14 октября об этом заявила на совещании у Владимира Путина глава Банка России Эльвира Набиуллина, еще раньше — глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Тем не менее, принципы функционирования «зеленых финансов» все еще не определены.
Цифры говорят сами за себя: на «зеленой секции» Мосбиржи зарегистрировано всего семь выпусков облигаций в сумме примерно 147 миллионов долларов. Назвать инструмент популярным сложно, теоретиков темы пока больше, чем практиков. Почему?
Во-первых, не все пока понимают, что «зеленая экономика» — не отдельная отрасль, как энергетика или сельское хозяйство, а, по сути, формат, в рамках которого можно решать бизнес-задачи во всех секторах.
Во-вторых, имиджу «зеленой экономики» вредят ортодоксальные экологические активисты, требующие немедленно принести доходы людей в жертву показателям выбросов СО2.
В-третьих, бизнесмены не до конца осознают риски, сопряженные с откладыванием экологической модернизации производств.
Ну и, наконец, у нас в стране пока не создана понятная система «зеленого финансирования», подобная европейской или китайской, четко расставляющая приоритеты и выгодная всем сторонам.
Легче всего разобраться как раз с последним: ВЭБ.РФ выпустил проект Методических рекомендаций по «зеленому финансированию» и Таксономию «зеленых проектов», которые в перспективе сильно облегчат инвесторам и заемщикам работу.
В рамках создаваемой системы уже можно получить «зеленое финансирование» в самом ВЭБе. В перспективе, мы надеемся, добавятся еще и государственные инструменты поддержки. По этой системе уже был верифицирован первый облигационный выпуск.
С пунктами два и три тяжелее. «Зеленые технологии» — не блажь, а новый этап технологического развития — вроде ЭВМ в 1960–1970 гг., без которых предприятия уже не могут считаться современными. В мире четко задан вектор развития: конкурентоспособными будут только экономики с низким уровнем выбросов. Правительство Китая планирует увеличить в энергобалансе страны долю возобновляемых источников до 53% к 2060 г. (относительно 9% в 2025 г.). В ЕС на «зеленое восстановление» выделено более одного триллиона евро.
Во многих случаях на начальной стадии «зеленого проекта» действительно требуется больше инвестиций, но так как наиболее экологичные материалы и технологии также являются наиболее современными и эффективными, то затраты в процессе эксплуатации снижаются. Именно на осознании этого строится ответственное инвестирование.
Западные инвесторы и инициаторы «зеленых проектов» серьезно относятся к проблеме глобального потепления. Мы в ВЭБ.РФ разделяем их озабоченность, но считаем, что в «зеленой модернизации» России фокус должен быть смещен на другие аспекты. Сейчас «зеленая экономика» для россиян чаще ассоциируется с не слишком практичными в российских условиях солнечной и ветряной энергией. Но для меня это, в первую очередь, утепление и повышение энергоэффективности домов для снижения их энергопотребления (ровно о такой программе на днях, кстати, объявил Евросоюз). Это бесшумные, быстрые и недорогие электромобили и электропоезда, это переработка мусора в новые товары и энергию и многое другое.
В центре создаваемой в России модели «зеленого финансирования» должен стоять гражданин, его достаток и комфорт, а не только борьба против потепления до последнего человека.
Кроме позитивных есть и негативные стимулы для «озеленения экономики»: «внешнее углеродное регулирование» Евросоюза, о котором уже много раз говорили.
Наш товарооборот с ЕС — 43,8% внешней торговли. И через 20 лет наш главный торговый партнер будет покупать меньше российских товаров, у которых не будет всеми признанного «сертификата экологичности». Повышенные требования неминуемо приведут к введению новых технических стандартов. Это мы уже видели и на примере стандартов шума в авиации (этот пример весьма убедительно разбирал гендиректор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков), и стандартов автомобильного топлива. Недостаточное «озеленение» нашей промышленности сегодня – прямая угроза нашим доходам завтра.
Задача государства здесь — создать эффективную систему стимулирования «зеленой модернизации», разработать стандарты, которые работали бы на достижение национальных приоритетов и нормально воспринимались бы зарубежными инвесторами.
Но значительная часть ответственности лежит и на бизнесе: именно ему предстоит конкурировать в формирующемся на наших глазах новом мире. От того, как отечественный бизнес распорядится возникающими возможностями, куда направит инвестиции, как поможет государству сформировать политику в области «зеленого развития», зависит его выживаемость уже в среднесрочной перспективе.
Источник: газета «Ведомости»