Как защитить Арктику от цунами и айсбергов
По мере таяния льдов и вечной мерзлоты все острее стоит проблема защиты населенных пунктов на крайнем Севере от стихии и, в первую очередь, от наступления моря
Фото:
По мере таяния льдов и вечной мерзлоты все острее стоит проблема защиты населенных пунктов на крайнем Севере от стихии и, в первую очередь, от наступления моря.
Наглядным примером угрожающего положения, возникающего с северными населенными пунктами, может служить деревня Уумманнаг на северо-западном побережье Гренландии, в районе фьорда Каррат, которая не один век была центром экономической жизни района. Это продолжалось до минувшего лета, когда ее фактически смыло в море. Первые люди, предки нынешних эскимосов, появились в этих краях еще 5 тыс. лет назад. К XXI веку население деревни или целого города, по гренландским меркам, составляло 1200 человек. Они занимались рыболовством и ежегодно вылавливали порядка 100 тонн палтуса.
Утром 17 июня 2017 года на Уумманнаг и расположенный недалеко Нуугаатсиак внезапно налетело арктическое цунами. Стена воды высотой 90 метров разрушала дома и смывала лодки. В результате разгула стихии, вызванного не землетрясением, как подумали сначала, а мощным оползнем с горы высотой чуть более 1000 метров, погибли четверо местных жителей. К счастью, остальных удалось быстро эвакуировать вглубь острова. Ущерб от стихийного бедствия датские власти, пишет агентство Bloomberg, оценили в 100 млн крон (15,7 млн долларов).
Эрозия, оползни и цунами – обычное явление севернее Северного полярного круга. Это последствия таяния льдов в Арктике. По мере таяния льдов и северной мерзлоты правительствам северных стран приходится тратить миллионы и миллиарды на защиту деревень, но несмотря на все усилия и расходы явный перевес в этой необъявленной войне на стороне природы. Это, конечно, не значит, что защита бесполезна и не нужна. Без берм и волнорезов ущерб от штормов и переменчивой погоды был бы многократно выше.
Конечно, в основе защитных мероприятий в северных широтах лежит не столько альтруизмом, сколько экономические соображения. По мере таяния льдов в Северном Ледовитом океане открывается все больше мореходных маршрутов. С каждым годом навигация по северным морям набирает силу. В 2015 г. через эти воды между Евросоюзом и Канадой было доставлено грузов на 66,9 млрд долларов. Поэтому мониторинг северных вод – очень важен для мировой экономики.
В этом году «выше» 48° северной широты дрейфовала почти тысяча айсбергов. Это вдвое больше обычного количества ледяных глыб, представляющих серьезную угрозу для судоходства и плавучих нефтяных платформ. С каждым годом ширится арсенал орудий борьбы с айсбергами, начиная от буксиров, которые оттаскивают наиболее опасные ледяные глыбы и заканчивая водяными пушками, которыми вооружаются крупные корабли.
Примерно, в 300 км к югу от Уумманнага находится Илюлиссат, название которого в переводе с инуитского языка означает «айсберг». Иллюлиссат – одной из немногих мест в Гренландии, где лед спускается прямо в море. В воду ежегодно попадает примерно 20 млрд тонн льда. Это самое «богатое» место на айсберги на планете, если не считать, конечно, Антарктиды. Здешние айсберги подхватывает Гольфстрим и несет на юг, где проходят оживленные маршруты грузовых кораблей.
Глобальное потепление означает рост числа оползней, айсбергов и цунами и, естественно, существенно повышает риск для моряков. Его можно снижать за счет защитных мероприятий, самыми распространенными из которых являются волнорезы и морские стены. К наиболее дорогим относится перенос северных городков и деревень на новые, более безопасные места. Этим, кстати, сейчас наиболее активно занимаются на Аляске. Однако ввиду удаленности северных краев от «цивилизации» возникают серьезные проблемы с финансированием защитных проектов. К сожалению, несмотря на очевидный интерес региона для судоходства проблемы эти пока решить в должном объеме не удается. Это значит, что трагедии, подобные той, что произошла этим летом в фьорде Каррат, будут не только продолжаться, но и становиться чаще и разрушительнее.