Новости / Энергетика / Экономика

Инвесторы заставили нефтяников США задуматься о чистой энергии

За последние пять лет рыночная стоимость Exxon Mobil упала почти на 60%. Некогда крупнейшая по капитализации компания мира стоит меньше, чем ведущий мировой производитель ветряной и солнечной энергии, флоридская NextEra Energy.

Инвесторы заставили нефтяников США задуматься о чистой энергии

Фото: Pixabay

Инвестфонды исключают акции компаний, работающих с ископаемым топливом, из своих портфелей. А Всемирный банк и Европейский инвестиционный банк (госбанк ЕС) перестали эти компании кредитовать.

Еще весной–летом, когда европейские нефтяные компании одна за другой ставили цели сократить выбросы углекислого газа и объявляли о фундаментальных изменениях, предполагающих сворачивание нефтедобычи и инвестиции в возобновляемую энергетику, американские компании не шли у них на поводу. Общая позиция была такой: в США достаточно возможностей для продолжения работы нефтяного сектора. Прежде всего, за счет оптимизации сланцевой добычи, которая стала определяющим фактором на мировом рынке нефти.

Европейские правительства и нефтяные компании стали создавать климатически нейтральную энергетику из-за истощения запасов углеводородов. Американские же — не делают столь громких заявлений, потому что у них есть, с чем работать с точки зрения запасов — и сланцевые нефть, и газ.

Но ситуация изменилась несколько месяцев спустя. Как?

Ассоциация независимых нефтепроизводителей Америки (IPAA), которая годами спорила с экологами об изменении климата, 21 октября объявила о создании «ESG-центра». Он поможет компаниям «сформировать действенную и эффективную программу» в сфере ESG (принципы, связанные с защитой окружающей среды, социальной ответственностью, качеством корпоративного управления), чтобы привлечь инвестиционные фонды. Члены IPAA — это тысячи компаний — от ConocoPhillips, Pioneer Natural Resources, EOG Resources и Occidental Petroleum до семейных фирм.

ConocoPhillips, объявляя 19 октября о покупке сланцевого добытчика Concho Resources за 13,3 миллиарда долларов, также представила стратегию, которая увязывает ее деятельность с целями Парижского соглашения по климату. К 2050 году нетто-выбросы углекислого газа от операционной деятельности должны быть сведены к нулю, а интенсивность выбросов парниковых газов — сократиться на 35–40% к 2030 году. «В сфере ESG необходимо иметь историю, которой будут доверять, — по всем трем компонентам. Риторика, настроения, безусловно, изменились, — заявил гендиректор Райан Лэнс в интервью Financial Times. — Мир требует действий по климатической повестке. Мы это понимаем. Но мы также понимаем, что будет потребность и в ископаемом топливе».

Pioneer Natural Resources и Parsley Energy, объявляя 21 октября об объединении и создании крупнейшего независимого нефтедобытчика в Пермском бассейне — центре сланцевой индустрии, подчеркнули «лучшие в своем классе ESG-практики». Обе компании — активные сторонники сокращения сжигания попутного газа при добыче нефти.

Как и европейские компании, некоторые американские стали увеличивать долю более чистого газа в добыче и вкладываться в возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Покупка Noble Energy за 13 миллиардов долларов (о сделке объявлено в июле, закрыта в октябре) позволит Chevron получить 40%-ную долю в гигантском газовом месторождении «Левиафан» у берегов Израиля. Компания сможет поставлять газ в Азию и в Европу, которая в рамках «Зеленого курса» намерена стать к 2050 году регионом с нулевыми выбросами СО2.

Почему нефтяники это делают?

Они теряют доступ к деньгам. «Я могу использовать ESG, чтобы улучшить доступ к капиталу?» — спросил один из членов IPAA на вебинаре, где ассоциация объявила о создании «ESG-центра». «Речь не только о доступе к капиталу на публичных рынках, — заявил на том же вебинаре Трэфис Уиндл, старший управляющий директор FTI (цитата по FT). — Речь о кредитах, долговых рынках, о фондах прямых инвестиций, которым приходится отвечать перед своими институциональными инвесторами, — и так по всей цепочке, вплоть до страховщиков».

Приоритетом сланцевых добытчиков в США должно стать восстановление отношений с инвесторами, заявил в октябре Дэниел Ергин, вице-председатель IHS Markit: «Еще до ковида сланцевой добыче требовалась вторая революция — в плане отношений с инвесторами».

Восстанавливать эти отношения нужно не только сланцевым добытчикам. Exxon Mobil, имеющая проекты по всему миру и продолжающая четко ориентироваться на увеличение нефтегазодобычи, в августе была исключена из индекса Dow Jones.

Европейские банки тоже действуют решительно. В 2018 году увязать кредитование с целями Парижского соглашения пообещали BBVA, BNP Paribas, ING, Societe Generale и Standard Chartered. ING в 2019 г. на 22% сократил финансирование угольных проектов и увеличил — возобновляемой энергетики к концу года доля ВИЭ в кредитах, выданных им производителям электроэнергии, составила 59%. В ряде случаев ING предлагал более выгодные ставки и условия компаниям с высоким ESG-рейтингом.

Источник: vtimes.io

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.