Энергетика

Поднебесная заряжается солнечной энергией

Китай достиг больших успехов в использовании солнечных батарей, но национальные программы развития по-прежнему тормозятся в регионах

Поднебесная заряжается солнечной энергией

Фото:

В начале 2000-х годов европейские страны и Соединенные Штаты начали предоставлять субсидии для пользователей солнечных фотоэлектрических установок. Признавая надвигающееся увеличение спроса на солнечные модули и стремясь получить значительную долю рынка в технологии будущего, Китай начал активно субсидировать отечественных производителей солнечной энергии. Об этом пишет Сэмюэль Корвин из издания The Diplomat.

Эта политика принесла успех. Глобальная доля Китая в производстве солнечных элементов, всего лишь 1,6% в 2003 году, подскочила до 27% в 2007 году и в 2011 году составляла 60%. Китай получил экономические выгоды от того, что стал мировым лидером в области производства солнечной энергии, оказалась, что эта отрасль подвержена шокам на мировом рынке. После экономического кризиса 2008 года и пошлин, установленных Соединенными Штатами и Европейским Союзом на солнечные панели китайского производства в 2012 и 2014 годах, спрос на китайскую солнечную продукцию резко упал. На фоне снижения спроса многие китайские производители подали заявление о банкротстве. Одним из них стала Wuxi Suntech, которая в то время была одним из крупнейших производителей солнечных элементов в мире.

Толчок для внутренних установок

Отвечая на снижение глобального спроса, в 2009 году Министерство финансов Китая разработало две инициативы: «Солнечная крыша» и «Демонстрационный проект «Золотое солнце». Каждая из этих программ была направлена на поглощение производственных мощностей путем предоставления субсидий солнечным фотоэлектрическим проектам, созданным внутри страны. С начала реализации программ в 2009 году до 2011 года внутренний солнечный потенциал в Китае вырос в 11 раз – с 300 МВт до 3300 МВт.

Однако стимулирующие меры в этих программах оказались не согласованными. Субсидии для солнечных установок распределялись на основе паспортной мощности, а не на количестве электроэнергии, генерируемой панелями. То есть, две различные солнечные установки паспортной мощностью 500 кВт получали одинаковую сумму в виде субсидий, даже в случае, если одна из них вырабатывала больше электроэнергии, чем другая. В результате создатели солнечных проектов часто покупали более дешевые, а не более качественные панели, которые производили меньше энергии – не было экономического стимула.

Поэтому в 2011 году эти программы были заменены общенациональным тарифным планом (FIT), который предоставляет проектам возобновляемых источников энергии льготы, основанные на фактическом объеме произведенной электроэнергии. FIT на время устранил неправильные направления приложения финансовых стимулов. Тем не менее, слишком много внимания было потрачено на создании именно солнечной энергетики, а не на стратегическом размещении и гармонизации электрических сетей.

Большая часть солнечных проектов было реализовано в малонаселенных регионах с обилием земельных и солнечных ресурсов, таких как Синьцзян и Ганьсу. Высокие темпы установки электростанций в этих районах страны привели к появлению избыточных мощностей и высоким темпам сокращения эффективности их работы. Значительная часть вырабатываемого электричества не могла попасть в сеть, поскольку вырабатывалась в малонаселенных западных районах Китая с низким спросом на энергию и транспортировка избыточного электричества в другие районы страны не была налажена.

Но установка солнечных и ветряных электростанций в западных регионах страны продолжалась, так как они получили субсидии для этого. Например, в 2016 году в Синьцзяне было установлено солнечных панелей более, чем на 3 ГВт, ее совокупная величина составила 8 ГВт. Тем не менее, в том же году Синьцзян сократил выработку солнечной энергии на 32%.

Новые инициативы

Начиная с 13 пятилетки (2016-2020 гг.) идет совершенствование планирования электросетей и сокращение проблем с энергопередачей. Однако некоторые из директив Пекина не выполняются должным образом на местном уровне. Например, Национальная энергетическая администрация (NEA) установила обязательное минимальное количество часов, в течение которых электроэнергия полученная от ветровой и солнечной энергия должны быть использованы. Однако в 2016 году Синьцзян и Ганьсу, две провинции с наивысшим уровнем сокращения потребления, отправили в сеть полученную солнечной энергии с сеть более, чем на четверть ниже минимальной суммы, установленной NEA.

Улучшения, необходимые для развития солнечного рынка

Несмотря на предпринятые в последние годы усилия по устранению проблем с солнечной промышленностью и рынками электроэнергии в целом, по-прежнему необходимы усовершенствования. Прибыль может быть достигнута путем стимулирования экономически обоснованной отправки и согласования федеральных и местных стимулов.

Нынешний энергетический рынок Китая не стимулирует передачу энергии на большие расстояния. Предельные затраты электростанции, в отличие от ее капитальных затрат, являются переменными издержками, связанными с эксплуатацией установки. Большинство из этих затрат – это затраты на топливо, техническое обслуживание и персонал, что делает предельные издержки на ветер и солнечную энергию почти равными нулю. С экономической точки зрения, энергия ветра и солнечной энергии должна быть первым источником энергии, отправленным при их создании, поскольку она не несет дополнительных затрат. Однако сетевые компании в Китае платят аналогичную цену за генерацию энергии, полученной ими в высоковольтные ЛЭП, что игнорирует преимущества снижения эксплуатационных расходов на ветер и солнечную энергию.

В последние два десятилетия китайская солнечно-энергетическая отрасль добилась значительных успехов, о чем свидетельствует тот факт, что Китай возглавляет мир как в сфере производства солнечной энергии, так и в строительстве. Однако будущее здоровое развитие китайской солнечной промышленности во многом зависит от устранения этих оставшихся проблем.

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.