Статьи

Фильмы о конце света, который неминуемо наступит, если мир не будет развиваться устойчиво и гармонично

Современный кинематограф разрабатывает тему апокалипсиса давно и с нарастающим интересом. То ли фантазия авторов оскудела, то ли масштабы последствий человеческой деятельности все чаще наводят на мысли о конце времен, но тема прочно заняла свое место на экране.

Фильмы о конце света, который неминуемо наступит, если мир не будет развиваться устойчиво и гармонично

Фото:

Других вариантов благополучного продолжения человеческой жизни на Земле в будущем обнаружить пока не удалось. Ни ученым, ни философам, ни политикам, ни даже творческой элите, которая настолько же бессильна в изображении прекрасного будущего, насколько креативна в живописании грядущего упадка и деградации. Догадаться, что предложенные на обозрение фильмы свидетельствуют в пользу устойчивого развития мира, несложно. Ведь каждый из них предлагает свой вариант деструктивного будущего. Смотреть на это жутко интересно, но жить в таком мире … 

Современный кинематограф разрабатывает тему апокалипсиса давно и с нарастающим интересом. То ли фантазия авторов оскудела, то ли масштабы последствий человеческой деятельности все чаще наводят на мысли о конце времен, но тема прочно заняла свое место на экране. Масштабные исследования вселенской катастрофы – большая редкость, затронуть же тему по ходу сюжета – чуть ли не общее правило. В большинстве блокбастеров и почти в каждом фантастическом триллере апокалиптические мотивы обязательно прозвучат на старте, в финале или где-то в середине событий. Бывает, что тема вырисовывается сама собой, как бы независимо от режиссерского замысла, но такое случается не часто.

 

Мир после глобальной катастрофы 

«Водный мир» (США, 1995), «Колодец» (США, 2014), «Сквозь снег» (Южная Корея, 2013), «12 обезьян» (США, 1995)

Мир после катастрофы – любимая основа для фантастических триллеров и боевиков. Четыре постапокалиптические киноленты дают объемное представление о жизни без воды, тепла, без земли и под землей. И все потому, что заниматься устойчивым развитием надо вовремя. Сюжеты перекликаются, несмотря на большие различия в фактуре. При этом никаких визуальных совпадений и совершенно разный экшен.

«Водный мир» (Waterworld) - супердорогой для своего времени и отлично снятый фильм. Качество съёмки приятно удивляет даже спустя четверть века. В «Водном мире» полно воды и почти нет суши. Полярные льды по какой-то причине растаяли и поглотили сушу. Сумевшие выжить, разделились на обычных людей, которые более или менее цивилизованно живут на плавучих островах, на бандитов, которым закон не писан и с их моторными лодками лучше не  встречаться, и на одиночек, которые гуляют по водным просторам сами по себе. Среди обитателей водного мира бытует легенда о том, что часть земли осталась незатопленной и пригодной для жизни. Желание отыскать сушу никому не дает покоя. Однако, как часто бывает, клад находит тот, кто меньше всего озабочен его поиском. Моряк-одиночка (Кевин Костнер) – главный герой боевика – приплывает на Атолл (плавучий остров) по своим делам и, сам того не желая, становится причиной невероятных событий, после которых вместе красавицей Хелен и беженцами с Атолла добирается до легендарной суши. Но что это за суша? Клочок земли на вершине горы и бескрайний. Хэппи-энд, однако…

В киноленте «Колодец» (The Well) всё наоборот: земли много, но нет воды. Неясно, что случилось на земле. Известно, что действие происходит в штате Орегон «спустя несколько лет после последнего дождя». Также, как и в «Водном мире» на экране те, кто выжил. При этом никакой романтики, никакого полета под парусами над синим простором и никакого шанса на выживание. Всё в серо-коричневом цвете, всё в беспорядке и покрыто пылью, движение возникает лишь в ответ на щелчок затвора. Вода – главная ценность, за которую скорее всего убьют. Даже если ты поделился бесценной влагой. В этом мире не до легенд, в цене слухи о том, что где-то найден колодец. И все хотят туда попасть. Главная героиня – 17-летняя Кендел (Хейли Лу Ричарсон) вместе с больным братом прячется на чердаке. Во дворе сломанный самолет, надо найти недостающие детали и тогда можно улететь…например, в Антарктиду, чтобы забыть, наконец, о мучительной жажде. Обстоятельства вынуждают Кендел покинуть чердак и, защищаясь, перебить кучу народа, превратившегося в негодяев. В финале героиня находит самолет, сажает в кабину пилота соседского мальчишку, заводит мотор… Бог весть, куда полетит этот самолет. Под шум двигателя вспоминается рассказ о том, что когда-то здесь были рисовые поля, куда маленькая Кендел приходила ловить лягушек. Однако тоже хэппи-энд…

Южнокорейский триллер «Сквозь снег» (Snowpiercer) снят режиссером знаменитого триллера «Паразиты», получившего в 2019 г несколько «Оскаров» и главный приз Каннского фестиваля. Фильм начинается с потока новостных сообщений о глобальном потеплении, о протестах со стороны защитников окружающей среды, о революционном решении рассеять искусственное охлаждающее вещество CW-7 в верхних слоях атмосферы. Но что-то пошло не так, охлаждение остановить не удалось, мир оказался замороженным. Все виды жизни вымерли. Последним пристанищем человечества стал поезд, который без остановок постоянно движется по трансевразийской магистрали. При этом одни живут в первых вагонах, другие – в хвосте. Надсмотрщики следят за тем, чтобы границы не нарушались. Но мятежи время от времени происходят. В результате очередного бунта зачинщик попадает «в гости» к начальнику поезда, который делает мятежнику предложение, от которого нереально отказаться. Особенно после рассказа о том, что все мятежи были спланированы, чтобы не допустить перенаселения поезда. Очевидно, что катастрофа ничему не научила людей. Человечество не меняется и даже усеченном варианте продолжает жить по тем правилам, которые привели его к гибели. По-прежнему считает себя хозяином планеты, с которой может поступать, как угодно. И пока так думает, он обречен. Никакой вечный двигатель тут не спасет. В борьбе против сил природы победа всегда будет на стороне природы. Какой уж тут хэппи-энд…

Содержание триллера «12 обезьян» (12 Monkeys) крайне актуально. На этот раз причина глобальной катастрофы – смертельный вирус. Эпидемия началась в 1997 году и к 2035 году уничтожила пять миллиардов человек. Выжившие находятся на самоизоляции под землей. Избежать катастрофы пытаются с помощью… машины времени. На нее вся и надежда. Главного героя (Брюс Уиллис) – уголовника, отбывающего наказание, инструктируют, обещают амнистию, если не провалит поручение, и отправляют в начало 90-х годов, когда вирус был еще в лаборатории. Задача номер один – собрать биоматериал, который поможет избежать катастрофы. К сожалению, несовершенство машины времени и неточность попадания в нужный период все больше запутывают сюжет и все сильнее замучивают героя. Мытарства симпатичного уголовника, который изо всех сил старается выполнить задание, отодвигают вопрос о возможности предотвращения пандемии на какой-то совсем уж задний план. И вопрос остается открытым. Впрочем, всё логично – люди заняты приключениями до тех пор, пока мир, в котором они существуют, не рухнет. После этого перемещаются под землю… Хеппи-энд? Наверно, да – ведь в реальной жизни нет шанса вернуться в исходную точку и попробовать сделать всё по-другому.

 

Борьба с загрязнением окружающей среды, за зеленую экономику 

«Эрин Брокович» (США, 2000), «Глубоководный горизонт» (США, Гонконг, 2016), «Тёмные воды» (США, 2019) 

Три драмы: байопик (биография), триллер (фильм-катастрофа) и байопик. Все фильмы основаны на реальных событиях, связанных с борьбой против загрязнения окружающей среды.

В основу фильма «Эрин Брокович» (Erin Brockovich) положены события из биографии известной в США правозащитницы и активной участницы движения по защите окружающей среды. В жизни главной героини фильма (Джулия Робертс) много разных событий. Вздорный, неуживчивый характер приносит ей приключений побольше, чем обычному человеку. Но всё это не стоило бы внимания, если б однажды ей не попались документы о серьезных нарушениях экологических норм в одном из городских округов Калифорнии. С этого момента героиня, которая растрачивала свою недюжинную энергию на препирательства и ехидные реплики, начала битву за жизнь и здоровье людей. Эрин Брокович стала главным мотором громкого дела против компании Pacific Gas and Electric Company (PG&E), заводы которой загрязняли грунтовые воды и отравляли жителей. По итогам упорной борьбы сотни людей получили компенсации от PG&E. Личность главной героини в борьбе за правое дело впечатляет. Энтузиазм, бесстрашие, искреннее сострадание и участие Эрин в судьбе пострадавших достойны подражания. Более того, позволяют надеяться, что с такими качествами люди имеют шансы на выживание. Без сомнений, хэппи-энд.

В основу фильма-катастрофы «Глубоководный горизонт» (Deepwater Horizon) положено событие, произошедшее в 2010 году в Мексиканском заливе у побережья США. На современной нефтяной платформе Deepwater Horizon случилась авария, в результате которой нефть из скважины стала выливаться прямо в воды залива. Герметизировать утечку нефти из подводного месторождения удалось лишь через полгода. В залив вытекло почти 5 млн баррелей нефти. По масштабам негативного воздействия на окружающую среду взрыв на платформе стал крупнейшей экологической катастрофой после Чернобыля. Платформа считалась технологическим шедевром, однако грубые нарушения, которые были допущены в процессе бурения с ведома компании British Petroleum (BP) привели к аварии. Фильм показывает, как шаг за шагом представители BP подталкивают начальника платформы к решению, которое он не хочет принимать. Его сомнения обоснованны, риск очень велик. Главный техинженер также предупреждает: надежда, что все как-нибудь обойдется – это не самая разумная стратегия. Его предупреждение сбывается через считанные часы. Пожар на платформе, страх, паника безуспешные попытки перекрыть скважину, эвакуация людей… «Глубоководный горизонт» это не только фильм-катастрофа, это фильм-напоминание о цене, которую платит человек и природа за нелепую алчность и нежелание крупнейших компаний мира «израсходовать лишнюю каплю ресурсов» на безопасность своих же собственных проектов. Никакого хэппи-энда!

Байопик Темные воды (Dark Waters) своей убедительностью и высоким художественным уровнем обязан в первую очередь продюсеру, он же исполнитель главной роли – Марку Руффало. Помимо актерской и продюсерской деятельности, он немало времени сил и средств уделяет вопросам защиты окружающей среды и является весьма уважаемой персоной в экологическом сообществе. Мимо его внимания не прошла опубликованная в 2016 году в New York Times статья «Юрист, ставший худшим кошмаром компании DuPont». Статья легла в основу сценария фильма. Главный герой – независимый юрист Роб Биллот – был успешным корпоративным адвокатом. В конце 90-х годов к нему обратился за помощью фермер, у которого погибали животные. По наблюдениям фермера, причина мутаций и смерти животных была в воде, отравленной отходами химического завода. Выясняется также, что за последние десятилетия среди местного населения резко возросло количество онкологических заболеваний. Чтобы защитить жизнь и здоровье людей, адвокат решается на борьбу с компанией Дюпон (той самой, что изобрела небезопасные для здоровья сковородки Tefal) и почти через двадцать лет доводит-таки дело до судебных слушаний. Адвоката поддерживают глава его юридической фирмы, что совсем не типично для людей такого положения, и замечательная жена Сара, глядя на которую любому понятно, кто необходим для устойчивого развития в масштабах одной отдельно взятой семьи. Подлинность происходящих событий и масштаб экологического бедствия производят очень сильное впечатление. Фильм заканчивается, экологические проблемы остаются. И «Роб Биллот всё ещё борется». Хэппи-энд с оговорками)

Сегодня миллионы жителей земли дышат загрязненным воздухом. Более 80 процентов сточных вод, образующихся в результате деятельности человека, сбрасываются в реки или моря без какой-либо очистки. Сотни тысяч гектаров леса ежегодно исчезают  с лица земли в результате пожаров. Глобальная экологическая катастрофа грозит всему миру. Но находятся люди, которые решаются поднимать эти страшные вопросы, вскрывать преступления, ведущие к гибели людей, животных, планеты…

Продолжение следует...

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.