Статьи / Образование

«Большой Томский Университет»: образование XXI века

В Томске объединяются ВУЗы и академические институты – в первый подобного рода российский консорциум.

«Большой Томский Университет»: образование XXI века

Фото:

фото сайта tsu.ru

Город студентов

Томск считается одним из главных студенческих городов России. По количеству студентов на 10 тысяч жителей Томская область занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. Доля жителей в возрасте от 18 до 40 лет к началу 2018 года составила 41,6% от общей численности населения города.

В Томске шесть университетов, два из них – ТГУ (Томский государственный университет) и ТПУ (Томский политехнический университет), имеют статус «национальных исследовательских университетов». Томские университеты стабильно входят в международные рейтинги, такие как рейтинги QS (Quacquarelli Symonds), RAEX, Round University Ranking.

Было принято решение на основе ВУЗов Томска создать современный образовательный консорциум с акцентом на экспорт образования и технологий. «В области сформирована экосистема, позволяющая эффективно реализовывать потенциал «тройной спирали» — взаимодействия науки, бизнеса и власти», — утверждает вице-­губернатор Томской области по научно­образовательному комплексу Людмила Огородова.

Практика объединения ВУЗов для России не нова. При предыдущем министре образования Дмитрии Ливанове за два года активной реорганизации количество ВУЗов в России сократилось с 2486 до 1450. Однако проект «Большого Университета» предполагает абсолютно иную модель объединения – без поглощения одних ВУЗов другими, без образования новых юридических лиц. Губернатор Томской области Сергей Жвачкин подчеркнул: «В проекте «Большого университета» не идет речь об объединении вузов в одно юридическое лицо с одним ректором, ученым советом и студенческим билетом. Речь идет о синергии, которая есть сегодня, например, в Оксфорде и Стэнфорде».

По экспертному мнению Андрея Волкова, научного руководителя МШУ «Сколково», Томский проект – первая попытка создания консорциума. «В мире их много – нью-йоркская система, калифорнийская система, Лёвинский консорциум, но у нас в стране их нет. Вы первые идете по этому пути», - сказал Волков на стратегической сессии «Большой университет».

Ориентация на запад

Идея объединения образовательных учреждений в общий консорциум пришла с Запада. Так, знаменитый элитный Калифорнийский университет представляет собой объединение 10 университетов. Во многих европейских странах тенденция активного объединения началась в 2000-ых. Эстония сократила количество высших учебных заведений почти в полтора раза между 2000-2012 годами (с 41 до 29). В Дании число ВУЗов уменьшилось с 12 до 8, а государственные исследовательские центры соединились в одну структуру с университетами.

Ярким примером большого межпрофильного университета является Париж. Университет, созданный в XII веке, был одним из лучших мировых образовательных учреждений на протяжении почти VI веков. Профессор Жан Шамба, глава Университета Пьера и Мари Кюри считает, что разделение Парижского университета после студенческих беспорядков в 1968 году на 13 автономных учебных заведений серьезно ограничило научную и образовательную деятельность. «С тем, чтобы соответствовать стремительно изменяющемуся миру, мы должна создать университет, который объединял бы все дисциплины» - считает профессор.

Сейчас узкопрофильные парижские университеты являются автономными заведениями и активно сотрудничают. Так, «Университетская группа Сорбонны» включает несколько исследовательских центров, частную бизнес-школу, парижскую Сорбонну, Университет Пьера и Мари Кюри и еще несколько учебных заведений.

Председатель Совета ректоров Вузов Санкт-Петербурга и ректор НИУ ИТМО Владимир Васильев считает объединение и укрупнение высших учебных заведений необходимым и неизбежным процессом. «Россия даже чуть задержалась с процессом укрупнения и объединения ВУЗов, так как эта тенденция давно прослеживается по всему миру», - сказал Владимир Васильев на одной из пресс-конференций. Объединение разрозненных профильных учебных заведений в образовательные центры диктуется изменением реалий современности – образование должно происходить на базе междисциплинарного пересечения, чтобы оставаться актуальным, считает эксперт. Процесс объединения требует от узконаправленных учебных заведений пересмотра образовательных программ и дает возможность включить в обучение междисциплинарные дисциплины.

По мнению экспертов ВШЭ, слияние ВУЗов в мировой практике чаще всего обусловлено решением проблем финансовой и экономической нежизнеспособности некоторых университетов. Результатами часто становятся повышение эффективности университетов, а также усиление контроля государства.

Междисциплинарность как новый тренд

Томский Государственный Университет - один из первых российских ВУЗов, запустивший реинжиниринг образования для разных специальностей с учетом особенностей классического университета.

В ТГУ тестируются несколько инновационных образовательных моделей: модель 2+2+2 с возможностью изменения профиля и углубления, «1+3» - одногодичная общеобразовательная программа и три года профессионализации; «1+2+1» - одногодичная общеобразовательная программа, три года профессионализации и две специальности на выходе. По словам проректора ТГУ по образовательной деятельности Евгения Лукова, стремление к внедрению новых моделей объясняется настроенностью нынешних студентов на раннюю профессионализацию и необходимостью быстро реагировать на запросы рынка труда.

Новые модели отрабатываются на пилотных программах в ТГУ на протяжении последних нескольких лет: Высшая школа журналистики (ВШЖ) и Высшая IT-школа (HITs) функционируют как «профессиональные школы», а на базе факультета исторических и политологических наук был создан «широкий бакалавриат». Факультет иностранных языков в ТГУ на данный момент представлен тремя разными группами – это «профессиональная школа», «широкий бакалавриат» и модель обучения «major+minor» (студент выбирает разные предметные области, например китайский язык и программирование). На базе одного факультета разные группы разработчиков пытаются предложить и опробовать разные модели, рассказал проректор ТГУ по цифровой трансформации Олег Змеев.

Обучение навыкам XXI века

В современном образовании выделяются три типа развиваемых компетенций: «hard skills» (актуальные профессиональные навыки), «soft skills» (социальные навыки: умение решать проблемы, продуктивно действовать в ситуации неопределенности и т.д.), «self skills» (навыки, позволяющие человеку строить свою индивидуальную образовательную и жизненную программу). Каждая образовательная программа должна затрагивать все три типа компетенций, однако в разных пропорциях. Например, в программах на основе концепта «Liberal Arts» в западных университетах делается ставка на «self skills», а профессиональные школы в основном базируются на «hard skills». «Так или иначе в программах ТГУ будет использоваться вся тройка. Для каждого типа компетенций в университетском образовании мы стремимся формировать соответствующий тип мышления», – комментирует Елена Суханова, директор НОЦ «Институт инноваций в образовании».

«Если в университете появится сеть профессиональных школ, которые гибко реагируют на запросы индустрий, это усилит нашу конкурентоспособность. Сколько таких школ, какие смешанные модели могут быть – пока еще предмет обсуждения, – уточнил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Фундаментальное образование – наше преимущество, именно оно дает возможность достраивать программы».

Студенческий городок внутри Томска

На протяжении последних двух лет активно обсуждается вопрос о строительстве кампуса «Большого университета» - многофункционального студенческого городка. «Проект строительства единого университетского кампуса служит логичным развитием идеи и научно-­образовательного центра, и «Большого университета», то есть кооперации возможностей всех шести томских вузов. Томск — это город-­университет, это город с необыкновенной концентрацией талантов, для развития которых должна быть создана особая среда, современная инфраструктура, которая мотивирует к созиданию нового», - считает Людмила Огородова, вице­губернатор Томской области по научно­образовательному комплексу.

Вопрос о размещении комплекса на 20 тысяч мест в Томске предлагается решить за счет строительства объединенного кампуса на левом берегу реки Томь, а также возведении вантового пешеходного моста для связи с историческим центром города. Такое предложение выдвинул губернатор области. В 2020 году планируется проведение конкурса на разработку архитектурно-градостроительной концепции студгородка.

Сейчас руководство Томских ВУЗов ведет переговоры о совместном использовании инфраструктур университетов. «Со стороны ТПУ мы внесли предложения руководству СибГМУ (Сибирский государственный медицинский университет) и ТУСУРа (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники) об использовании наших спортивных объектов для академических занятий по физкультуре и об оздоровлении студентов. Мы предлагаем проработать вопрос оказания медицинской помощи студентам, в том числе и иностранным, в клиниках СибГМУ. Многие иностранцы не владеют русским языком и сталкиваются со сложностями в обслуживании в медицинских учреждениях города», - сообщил проректор по общим вопросам Томского политехнического университета Дмитрий Сон. Также он обратил внимание на существование нормативно-правовых барьеров, мешающих такому сотрудничеству - ВУЗы и научные организации города относятся к разным ведомствам.

Другие практики сотрудничества

С момента утверждения концепции «Большого Томского Университета» были реализованы несколько проектов. Так, совместная разнопрофильная мастерская «Fablab» объединила «Fablab» ТПУ и Центр молодежного и инновационного творчества ТГУ. Другой важный проект — совместное участие ТГУ и ТПУ в деловых играх по выявлению предпринимательских навыков и их последующее участие в стажировках по руководству реальными стартапами. Сейчас объединенные команды готовятся к участию в региональном этапе международного конкурса «Enactus» и к соревнованиям «WorldSkills» по предпринимательству.

Одна из последних инициатив, реализуемых в рамках концепции «Большого Томского университета» - соглашение о сотрудничестве в сфере развития студенческого предпринимательства между ТГУ и ТПУ. Университеты будут совместно работать над развитием предпринимательских навыков у студентов в рамках основных и дополнительных образовательных программ и внеучебной деятельности, а также создадут региональный центр студенческого предпринимательства.

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.