Статьи

Международный рейтинг вузов «Три миссии университета - 2020»

Рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика») опубликовало Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» за 2020 год. В нем представлены 1500 вузов из 97 стран, в том числе 101 российский вуз.

Международный рейтинг вузов «Три миссии университета - 2020»

Фото: три российских вуза

В топ-100 вошли три российских вуза – МГУ им. М.В. Ломоносова (21-е место), СПбГУ (40-е место) и МФТИ (46-е место).

В мировом топе укрепили свои позиции Кембридж и Оксфорд, оттеснив Пенсильванский университет с третьего места на пятое.

Три миссии университета – 2020, топ-10:

1. Гарвардский университет, США
2. Массачусетский технологический институт, США
3. Кембриджский университет, Великобритания
4. Оксфордский университет, Великобритания
5. Пенсильванский университет, США
6. Йельский университет, США
7. Стэнфордский университет, США
8. Калифорнийский университет в Беркли, США
9. Колумбийский университет, США
10. Чикагский университет, США

Больше всего в топ-1500 европейских (33%) и азиатских (32%) университетов, за ними следуют Северная Америка (17%) и Латинская Америка (7%). Также 7% рейтинга занимают российские вузы. Австралия и Океания представлена 3% списка, Африка – 2%.

Первая миссия — образование

В топ-30 по критерию «образование» вошли 13 вузов из Европы (в том числе МГУ им. Ломоносова) и 13 из США, ещё два из Китая и по одному из Японии и Гонконга. Европейские студенты выступают на международных олимпиадах в 3,8 раза успешнее американских. Американские вузы из рейтинга лучше финансируются: на одного студента приходится в 4 раза больше средств, чем в России.

Уровень образования зависит от соотношения количества студентов и преподавателей. В России на одного преподавателя приходится 9 студентов, столько же в Германии и Китае. Это чуть лучше, чем в Великобритании (11 студентов на одного сотрудника), но хуже, чем в Америке. Там на одного преподавателя 8 студентов.

Вторая миссия — наука

В топ-30 по науке больше всего университетов из США, Канады, Великобритании и Австралии. А среди стран, где государственный язык не английский, в тридцатку вошел один Технион — израильский технологический университет в городе Хайфа.

Уровень науки тоже зависит от финансирования, и тут американцы снова лидируют. Вузы США привлекают на исследования в 3,9 раз больше денег, чем вузы Великобритании, в 2,2 раза больше, чем вузы Германии, и в 2,5 больше, чем Японии. Результат заметен: научные публикации американских вузов из рейтинга цитируются в среднем в 1,3 раза лучше, чем в среднем в мире.

Россия улучшает свои позиции: в прошлом году в топ-100 по науке не было ни одного отечественного вуза, в этом году туда вошел МГУ им. М.В. Ломоносова и занял 100-е место. Российские вузы имеют конкурентоспособные показатели обеспеченности кадрами, а еще они – лидеры по числу побед студентов на международных олимпиадах.

Третья миссия — влияние на общество

В топ-30 по этому критерию вошли вузы из США, Канады, Мексики, Бразилии, России, Великобритании, Японии, Китая, Гонконга, Тайваня и Австралии.

Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства RAEX («РАЭКС-Аналитика»):

«Три миссии университета» первым из глобальных рейтингов отреагировал на изменения в мировом образовании из-за пандемии коронавируса: широкий спектр критериев позволил нам уже сейчас оценить изменения».

Третья миссия быстрее всего отреагировала на кризис из-за коронавируса. Из-за закрытия границ студенты из других стран стали меньше интересоваться образованием в США, Великобритании, Швейцарии, Австралии, поэтому посещаемость сайтов вузов упала на 36–46%.

При этом интерес к онлайн-образованию вырос. Количество открытых онлайн-курсов, которые вузы размещают на крупнейших глобальных платформах, за год выросло с 3,5 до 5,3 в среднем по участникам рейтинга. При этом Россия увеличила число курсов на 77%, США — на 71%.

Чтобы измерить третью миссию университета, в 2020 году впервые изучили информационную открытость вузов. Среди лидеров по показателям взаимодействия с обществом представлены университеты Северной и Латинской Америки, Европы, Азии, а также Австралии. Индикаторы группы «Университет и общество» отреагировали на изменения в глобальном образовании из-за пандемии.

В частности, показатели посещаемости веб-сайтов у большинства университетов снизились, при этом заметно выросло количество онлайн-курсов. При этом российские вузы, в противовес мировой тенденции, показали значительный рост по показателям глобальной аудитории вебсайта.

Структура рейтинга

Первые 300 вузов в рейтинге занимают конкретные места. Начиная с 301 места вузы поделены на группы. Внутри каждой группы они размещены в алфавитном порядке и имеют одинаковый рейтинг. Для публикации на этом сайте мы перевели названия российских вузов на русский язык, но оставили их на прежних местах в рейтинге. То есть российские вузы занимают позиции в интервальных группах согласно своим английским названиям, чтобы не было внешнего отличия от официального рейтинга, который издаётся полностью на английском.

Полная версия рейтинга, методологии и аналитических материалов – на сайте 

Рекомендуем
Контакты:

Адрес: г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 68
Телефон:+79057401148
Редакция:

red@sdpl.ru
Редактор: Глеб Платошкин
Шеф-редактор: Елена Новомлинская
Реклама:

ad@sdpl.ru
+79057401148
Юлия Волкова

© 2015—2020 «Платформа Устойчивое развитие» - деловое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.