Самолеты, поезда, автомобили: какой вид транспорта более устойчивый?
Известная климатическая активистка Грета Тунберг предпочла отправиться на климатическую конференцию ООН в Нью-Йорк на парусной яхте на солнечных батареях. Она отказалась от перелета, чтобы подчеркнуть влияние авиации на окружающую среду. Знаменитости уже давно сталкиваются с критикой за использование частных самолетов. «Платформа» разобралась, как разные виды транспорта влияют на качество атмосферы.
Фото: pexels.com
В чем проблема?
При сжигании ископаемого топлива (бензина, дизеля и т.д.) в атмосферу выделяется двуокись углерода и парниковый газ. Накопление углекислого и других парниковых газов - метана, закиси азота и гидрофторуглеродов - вызывает нагревание атмосферы Земли, что приводит к изменениям климата.
Транспортные выхлопы составляют около 28% от общих выбросов в США – на сегодня эта страна остается самым крупным загрязнителем планеты. И именно в сфере транспорта количество выбросов растет быстрее всего.
Авиация
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, на долю авиации приходится около 2% всех мировых выбросов углерода. При расчётах выбросов от авиаперелетов учитываются модели самолетов, километраж и даже расположение пассажиров.
Так, при перелете самолета эконом-класса из Лондона в Нью-Йорк на каждого пассажира выделяется около 0,67 тонны CO2, согласно расчетам Международной организации гражданской авиации. Это эквивалентно 11% от среднегодовых выбросов от одного человека в Великобритании в целом. Если из Лондона в Нью-Йорк полетит такой же самолет, полностью состоящий из мест бизнес-класса, количество выбросов на каждого пассажира вырастет, поскольку общие выбросы рейса распределятся между меньшим количеством людей.
По данным Министерства бизнеса, энергетики и промышленной стратегии, для дальнемагистральных рейсов бизнес-класса выбросы углерода на пассажира на один километр пути примерно в три раза выше, чем для эконом-класса. Именно поэтому частные самолеты, которые и вовсе предназначены для совсем небольшого числа людей, подвергаются критике со стороны экологических активистов.
Согласно отчету НАСА за 2010 год, около 25% выбросов самолеты производят при взлете и посадке. Для коротких рейсов это часто составляет большую часть пути. Именно поэтому на коротких дистанциях советуют по возможности передвигаться по земле, а не летать. Также лучше выбирать прямые рейсы вместо перелетов с пересадками.
Поезда
Проезд в поезде практически всегда экологичнее перелета. По данным EcoPassenger, поездка на поезде из Лондона в Мадрид приведет к выбросу 43 килограмма CO2 на пассажира, а аналогичный перелет – к выбросу 118 килограммов CO2.
Однако стоит принимать во внимание типы поездов. Выбросы углерода у дизельных моделей вдвое больше, чем у электрических. Данные Совета по безопасности и стандартам железнодорожного транспорта Великобритании показывают, что некоторые дизельные локомотивы выбрасывают более 90 грамм CO2 на пассажира на километр. Для сравнения – электрический Intercity 225 выбрасывает в два раза меньше.
Также важное значение имеет источник электроэнергии. Во Франции, например, около 75% электроэнергии вырабатывается с помощью ядерной энергетики, а в Польше - из угля. Поэтому при преодолении 500 километров на поезде между французскими городами выбрасывается всего 4,4 килограмм углекислого газа на пассажира. А во время поездки между польскими городами Гданьск и Катовице (около 465 километров) - 61,8 килограмма.
Как и с авиаперелетами, еще одним фактором является заполненность поезда. Пригородный поезд в час пик будет иметь гораздо меньшие выбросы на человека, чем, например, поезд в сельской местности поздно вечером.
Автомобили
Среднестатистический легковой автомобиль выбрасывает около 4,6 метрических тонн углекислого газа в год. Это число может варьироваться в зависимости от топлива автомобиля, количества миль, пройденных за год, и некоторых других обстоятельств.
Очень важно количество пассажиров. Путешествие из Лондона в Мадрид в одиночку на машине будет очень неэкологичным – целесообразнее будет даже воспользоваться самолетом.
В последние годы появились экологические альтернативы традиционным машинам на бензине, которые быстро распространяются по миру – электрокары и гибридные модели. Электромобили вообще не выделяют выхлопных газов, а автомобиль, работающий на водороде, выделяет только водяной пар.
Компенсируй и сохраняй
Замена транспорта более экологичной альтернативой возможна не всегда. Перелеты на длинные дистанции – например, между материками - не заменить поездами. Поэтому некоторые авиакомпании, осознавая масштаб проблемы, начинают сотрудничать с экологическими ассоциациями, чтобы компенсировать вред, нанесенный окружающей среде.
Одна из крупнейших авиакомпаний United Airlines предлагает пассажирам компенсировать почти 1 тонну выбросов через особую программу: пожертвовать 9 долларов на ветряную электростанцию в Техасе или 11 долларов - на программу сохранения лесов в Перу.
Также для того, чтобы сэкономить топливо и помочь природе, можно просто следовать рекомендациям бортпроводников. Когда самолет приземляется в теплом месте, пассажиров могут попросить закрыть шторки на иллюминаторах. Это снижает количество топлива, которое используется для охлаждения самолета перед выходом самолета на посадку.