Статьи / Образование

Как коронавирус изменил мировые университеты

Год назад пандемия коронавируса вынудила университеты по всему миру столкнуться с серьезными проблемами. Эксперты считают, что в долгосрочной перспективе вузы станут переводить часть занятий в онлайн, набирать меньше иностранных студентов и в итоге сильно изменятся. Другими словами, пандемия значительно ускорила наметившиеся ранее изменения. «Платформа» рассказывает о тенденциях в пост-ковидном высшем образовании.

Как коронавирус изменил мировые университеты

Фото: pixabay.com

Шаг вперед для иммунологов

В мировом рейтинге университетов 2021 года Имперский колледж Лондона занял 11-е место. Вице-президент, младший проректор и профессор колледжа Мэгги Даллман считает, что широкий спектр проводившихся иммунологических исследований, связанных с Covid-19, положительно повлиял на статус заведения.

Вице-канцлер Оксфордского университета, возглавляющего мировой рейтинг университетов уже пятый год, Луиза Ричардсон поделилась аналогичным мнением: «Наш исследовательский профиль никогда не был выше, чем сейчас. Это означает, что после кризиса мы сможем набирать лучших ученых и лучших студентов».

Переход к удаленной работе также сделал интенсивнее взаимодействие университета с зарубежными учреждениями. Преподавательницы Мэгги Даллман рассказывает, что сейчас проводит две или три встречи с зарубежными коллегами в неделю, а до пандемии такая частота была невозможна.  

Онлайн для всех

Ведущий консультант по образованию проекта Univibes Ольга Стрижкина отметила, что необходимость перехода в онлайн больше всего ударила по небольшим и частным университетам. Большинство мировых топовых университетов еще до пандемии имели опыт дистанционного и гибридного обучения, поэтому они столкнулись с меньшим количеством технических сложностей.

Некоторые эксперты ожидают, что пандемия приведет к популяризации онлайн-обучения в странах с разным доходом. Когда университеты в Пакистане закрылись в марте, у многих преподавателей не было инструментов для преподавания онлайн, а у многих студентов - не было надежного доступа в интернет дома, говорит Тарик Банури, председатель пакистанской комиссии по высшему образованию в Исламабаде. В 2020 году комиссия приложила много сил для того, чтобы сделать онлайн-обучение доступным. В результате телекоммуникационные компании предлагали студентам более дешевые пакеты мобильного интернета.

«Мы делаем это в контексте вируса, но предполагаем, что нынешние действия принесут долгосрочную выгоду. Например, студенты будут лучше подготовлены к работе в сфере высоких технологий», - говорит Банури. В странах с низким или средним уровнем дохода, таких как Пакистан, пандемия коронавируса может вынудить университеты ускорить выполнение долгосрочных планов по повышению качества и актуальности обучения.

Финансовые трудности

Университет Беркли в 2021 году поднялся с 13-ого места мирового рейтинга на 7-е. Университет собрал 21 миллион долларов частных благотворительных пожертвований для финансирования исследований, связанных с Covid-19.

«Эта ситуация показала, насколько важно общение. Основные лица, принимающие решения в кампусе, постоянно встречаются - очевидно, виртуально, - мы должны убедиться, что координируем решения, которые принимаем. Очень важно было прояснить, где находится подотчетность, у кого есть право принимать решения по различным аспектам нашей деятельности и подстраиваться под изменение обстоятельств», - говорит канцлер университета Кэрол Крист.

Кэрол Крист признает, что финансовые проблемы представляют для вуза "чрезвычайно серьезную проблему». Как и в случае с другими университетами, кризис привел к серьезной потере доходов в области размещения и питания студентов, спорта и культурных мероприятий.

Однако, по словам Кэрол Крист, гораздо сильнее влияет давление на основной бюджет университета. Covid-19 принес университету Беркли 55 миллионов долларов непредвиденных расходов - на улучшение очистительных систем, тестирование сотрудников и обеспечение дистанционного обучения.

Все это привело к тому, что в 2021 году Беркли ожидает потенциальное сокращение набора студентов.

Но несмотря на финансовые трудности, университет Беркли продолжит следовать стратегическому плану, объявленному в 2018 году. Пять приоритетных направлений университета остаются прежними - это изменение климата и экологическая справедливость; забота о здоровье человека; искоренение экономического неравенства; построение демократии; отношения между искусственным и человеческим интеллектом. Кэрол Крист отметила, что в контексте нынешней пандемии эти пять направлений кажутся ей даже более актуальными и важными.

Образовательные риски

Во многих странах, в первую очередь в США, в неоднозначную ситуацию попали иностранные студенты. С началом пандемии правительство вынудило всех иностранцев покинуть страну.

Декан Школы международных отношений Флетчера при Университете Тафса (155 место международного рейтинга) Рэйчел Кайт считает, что у многих студентов есть желание чувствовать себя частью международного студенческого сообщества, предполагающего личное общение. Декан отмечает, что «сообщество в некотором смысле так же важно, как и предмет, который вы изучаете». Именно поэтому дистанционный формат не может полностью заменить традиционную форму обучения.

Также Рэйчел Кайт считает, что нынешняя неопределенность в отношении визового режима для иностранных студентов в США и сложности при получении рабочей визы после окончания учебы негативно скажутся на количестве абитуриентов в американских вузах. Эксперты предполагают, что при сохранении сложившихся тенденций в отношении иностранных студентов, их могут переманить другие страны. Например, конкурентом здесь считается Канада.

Гуарав Ханна, соавтор книги «Либерализация торговли и китайские студенты в высшем образовании США», разделяет это мнение. «Студенты предпочитают учиться за границей, но они все чаще выбирают такие страны, как Канада и Австралия, которые не только стремятся упростить для этих студентов поездку, но и позволяют легко остаться и работать в стране после окончания вуза. А в последние два года в США иностранным студентам становится все тяжелее», - рассказала исследовательница.

Источники: timeshighereducation.com, voanews.com, РБК, nature.com

Рекомендуем
Контакты:

Адрес: г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 68
Телефон:+79854690472
Редакция:

red@sdpl.ru
Шеф-редактор: Елена Новомлинская
Главный редактор: Татьяна Крикун
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2020 «Платформа Устойчивое развитие» - деловое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.