ESG Рейтинг российских регионов 2020
Второй год подряд европейское рейтинговое агентство RAEX-Europe (штаб-квартира во Франкфурте-на-Майне, Германия) составляет единственный в своем роде ESG-рейтинг российских регионов, который позволяет в рамках одной шкалы оценить экологические и социальные риски, а также качество государственного управления. В соответствии с лучшими мировыми практиками Агентство оценивает не только уровень Экологических (E - Environmental), Социальных (S - Social) и Управленческих (G -Governance) рисков, но и то, насколько эффективно регионы справляются с данными рисками.

Фото:
Регион / Позиция | E | S | G | ESG |
Республика Татарстан | 19 | 12 | 1 | 1 |
Москва | 42 | 5 | 3 | 2 |
Липецкая область | 1 | 17 | 31 | 3 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 47 | 8 | 2 | 4 |
Курская область | 3 | 20 | 16 | 5 |
Тюменская область | 27 | 13 | 4 | 6 |
Свердловская область | 9 | 30 | 7 | 7 |
Ленинградская область | 18 | 9 | 17 | 8 |
Саратовская область | 5 | 44 | 26 | 9 |
Калужская область | 7 | 29 | 28 | 10 |
Новгородская область | 8 | 45 | 19 | 11 |
Воронежская область | 28 | 24 | 10 | 12 |
Чувашская Республика | 11 | 33 | 32 | 13 |
Тверская область | 16 | 37 | 21 | 14 |
Сахалинская область | 72 | 3 | 6 | 15 |
Рязанская область | 48 | 25 | 11 | 16 |
Ульяновская область | 62 | 32 | 5 | 17 |
Ярославская область | 25 | 27 | 25 | 18 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 76 | 2 | 12 | 19 |
Московская область | 51 | 7 | 33 | 20 |
Ненецкий автономный округ | 81 | 1 | 13 | 21 |
Тульская область | 65 | 16 | 9 | 22 |
Санкт-Петербург | 70 | 6 | 18 | 23 |
Костромская область | 2 | 59 | 56 | 24 |
Республика Адыгея | 43 | 34 | 22 | 25 |
Самарская область | 46 | 26 | 24 | 26 |
Челябинская область | 30 | 66 | 14 | 27 |
Красноярский край | 17 | 43 | 34 | 28 |
Вологодская область | 13 | 48 | 41 | 29 |
Новосибирская область | 52 | 52 | 8 | 30 |
Республика Дагестан | 6 | 75 | 44 | 31 |
Иркутская область | 33 | 77 | 15 | 32 |
Хабаровский край | 39 | 28 | 39 | 33 |
Ростовская область | 40 | 56 | 27 | 34 |
Республика Саха (Якутия) | 10 | 15 | 74 | 35 |
Республика Мордовия | 21 | 23 | 57 | 36 |
Республика Марий Эл | 24 | 61 | 37 | 37 |
Смоленская область | 4 | 64 | 67 | 38 |
Алтайский край | 14 | 76 | 36 | 39 |
Брянская область | 12 | 47 | 59 | 40 |
Чукотский автономный округ | 58 | 4 | 65 | 41 |
Белгородская область | 50 | 10 | 58 | 42 |
Омская область | 23 | 63 | 49 | 43 |
Пензенская область | 56 | 21 | 43 | 44 |
Краснодарский край | 69 | 31 | 23 | 45 |
Республика Башкортостан | 44 | 36 | 53 | 46 |
Республика Северная Осетия - Алания | 31 | 38 | 60 | 47 |
Ставропольский край | 22 | 67 | 54 | 48 |
Нижегородская область | 68 | 35 | 30 | 49 |
Владимирская область | 61 | 51 | 35 | 50 |
Томская область | 49 | 54 | 50 | 51 |
Кировская область | 34 | 69 | 55 | 52 |
Мурманская область | 78 | 14 | 20 | 53 |
Калининградская область | 67 | 22 | 47 | 54 |
Оренбургская область | 37 | 60 | 62 | 55 |
Амурская область | 60 | 71 | 38 | 56 |
Приморский край | 55 | 72 | 46 | 57 |
Удмуртская Республика | 53 | 58 | 52 | 58 |
Волгоградская область | 35 | 39 | 73 | 59 |
Пермский край | 38 | 65 | 64 | 60 |
Тамбовская область | 63 | 18 | 70 | 61 |
Республика Бурятия | 36 | 79 | 51 | 62 |
Орловская область | 45 | 53 | 71 | 63 |
Республика Алтай | 32 | 78 | 68 | 64 |
Забайкальский край | 26 | 81 | 69 | 65 |
Ивановская область | 77 | 49 | 29 | 66 |
Карачаево-Черкесская Республика | 20 | 73 | 78 | 67 |
Кемеровская область | 75 | 68 | 40 | 68 |
Астраханская область | 71 | 55 | 61 | 69 |
Республика Хакасия | 64 | 46 | 76 | 70 |
Архангельская область | 73 | 41 | 66 | 71 |
Республика Ингушетия | 29 | 50 | 81 | 72 |
Курганская область | 54 | 80 | 72 | 73 |
Камчатский край | 83 | 19 | 45 | 74 |
Чеченская Республика | 59 | 74 | 77 | 75 |
Республика Карелия | 80 | 40 | 42 | 76 |
Еврейская автономная область | 57 | 82 | 63 | 77 |
Республика Коми | 82 | 42 | 48 | 78 |
Магаданская область | 79 | 11 | 75 | 79 |
Псковская область | 66 | 70 | 79 | 80 |
Кабардино-Балкарская Республика | 41 | 62 | 83 | 81 |
Республика Тыва | 15 | 83 | 80 | 82 |
Республика Калмыкия | 74 | 57 | 82 | 83 |
Принципы построения рейтинга
В основе большинства ESG рейтингов, лежит принцип совмещения уровня подверженности риску и оценки эффективности его нивелирования. Допустим, компания в процессе производства своей продукции вынуждена использовать химически опасные вещества, однако соблюдает все необходимые меры предосторожности и, более того, работает над новой технологией, которая позволит в будущем отказаться от использования опасных веществ. В этом случае итоговый балл по данному параметру может оказаться относительно высоким.
Доступная в России статистика различных ведомств позволяет выстроить систему показателей для оценки подверженности регионов рискам и степени их нивелирования. К каждому «негативному» индикатору подбиралась «пара», которая позволяет говорить о степени нивелирования имеющихся рисков. Например, в разделе экологической оценки E, нами использовался показатель «Выброс в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, на душу населения». Его дополняет «Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников». В теории, чем выше первый показатель, тем выше должен быть и второй. Наличие дисбалансов говорит о том, что рискам не уделяется должного внимания.
Исключение составляет секция G (governance), где оценка строилась на основе проверки наличия в регионах ключевых инструментов повышения качества государственного управления и транспарентности: наличие комиссий по противодействию коррупции, раскрытие сведений о доходах сотрудников администрации и т.д. Кроме того, оценка была дополнена интегральными индексами, такими как рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России RAEX и Мониторинг финансового положения и качества управления финансами Министерства финансов РФ .
Перечень показателей рейтинга
Экологические риски (Environmental) | |||
1.1 | Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, на душу населения | 1.2 | Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников |
2.1 | Объем выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта, на душу населения | 2.2 | Доля легковых, грузовых автомобилей и автобусов по субъектам Российской Федерации, имеющих возможность использования природного газа в качестве моторного топлива |
3.1 | Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, на душу | 3.2 | Объем оборотной и последовательно используемой воды, на душу |
4.1 | Количество образованных отходов производства и потребления на душу населения (значение показателя за год) | 4.2 | Доля использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления |
5.1 | Вывезено за год твердых коммунальных отходов, на душу | 5.2 | Вывезено твердых коммунальных отходов на объекты, используемые для обработки отходов, % от общего объема вывезенных коммунальных отходов |
Социальные риски (Social) | |||
1.1 | Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума | 1.2 | Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Социальную политику" на душу населения, скорректированный на стоимость жизни |
2.1 | Доля учеников школы, обучающихся во вторую и третью смену | 2.2 | Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Образование" на душу населения, скорректированный на стоимость жизни |
3.1 | Уровень младенческой смертности (среднее значение за три года) | 3.2 | Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Здравоохранение", на душу населения, скорректированный на стоимость жизни |
4.1 | Количество тяжких и особо тяжких преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде на 100 тыс человек населения | 4.2 | Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Безопасность", на душу населения, скорректированный на стоимость жизни |
5.1 | Динамика численности населения за 10 лет (отношение средней численности населения в отчетном году к численности 10 лет назад), % | 5.2 | Общее число созданных рабочих мест по группам организаций, на которых средняя численность работников увеличилась и по вновь созданным организациям, на 1000 постоянного населения |
Качество управления (Governance) | |||
1 | Инвестиционная привлекательность и поддержка бизнеса (Рейтинг инвестпривлекательности, Наличие сертифицированных индустриальных парков, Наличие особых экономических зон) | ||
2 | Уровень транспарентности региональной власти и антикоррупционные процедуры (Структура и качество сайта, открытая и общедоступная публикация вакансий, информация о деятельности комиссий по противодействию коррупции, открытая и общедоступная публикация информации о доходах) | ||
3 | Качество управления бюджетом и качество Оценки регулирующего воздействия | ||
4 | Расходы консолидированного бюджета региона по статье "Общегосударственные вопросы" по отношению к ВРП |