Статьи

ESG Рейтинг российских регионов 2020

Второй год подряд европейское рейтинговое агентство RAEX-Europe (штаб-квартира во Франкфурте-на-Майне, Германия) составляет единственный в своем роде ESG-рейтинг российских регионов, который позволяет в рамках одной шкалы оценить экологические и социальные риски, а также качество государственного управления. В соответствии с лучшими мировыми практиками Агентство оценивает не только уровень Экологических (E - Environmental), Социальных (S - Social) и Управленческих (G -Governance) рисков, но и то, насколько эффективно регионы справляются с данными рисками.

ESG Рейтинг российских регионов 2020

Фото:

Регион / Позиция

E

S

G

ESG

Республика Татарстан

19

12

1

1

Москва

42

5

3

2

Липецкая область

1

17

31

3

Ханты-Мансийский автономный округ

47

8

2

4

Курская область

3

20

16

5

Тюменская область

27

13

4

6

Свердловская область

9

30

7

7

Ленинградская область

18

9

17

8

Саратовская область

5

44

26

9

Калужская область

7

29

28

10

Новгородская область

8

45

19

11

Воронежская область

28

24

10

12

Чувашская Республика

11

33

32

13

Тверская область

16

37

21

14

Сахалинская область

72

3

6

15

Рязанская область

48

25

11

16

Ульяновская область

62

32

5

17

Ярославская область

25

27

25

18

Ямало-Ненецкий автономный округ

76

2

12

19

Московская область

51

7

33

20

Ненецкий автономный округ

81

1

13

21

Тульская область

65

16

9

22

Санкт-Петербург

70

6

18

23

Костромская область

2

59

56

24

Республика Адыгея

43

34

22

25

Самарская область

46

26

24

26

Челябинская область

30

66

14

27

Красноярский край

17

43

34

28

Вологодская область

13

48

41

29

Новосибирская область

52

52

8

30

Республика Дагестан

6

75

44

31

Иркутская область

33

77

15

32

Хабаровский край

39

28

39

33

Ростовская область

40

56

27

34

Республика Саха (Якутия)

10

15

74

35

Республика Мордовия

21

23

57

36

Республика Марий Эл

24

61

37

37

Смоленская область

4

64

67

38

Алтайский край

14

76

36

39

Брянская область

12

47

59

40

Чукотский автономный округ

58

4

65

41

Белгородская область

50

10

58

42

Омская область

23

63

49

43

Пензенская область

56

21

43

44

Краснодарский край

69

31

23

45

Республика Башкортостан

44

36

53

46

Республика Северная Осетия - Алания

31

38

60

47

Ставропольский край

22

67

54

48

Нижегородская область

68

35

30

49

Владимирская область

61

51

35

50

Томская область

49

54

50

51

Кировская область

34

69

55

52

Мурманская область

78

14

20

53

Калининградская область

67

22

47

54

Оренбургская область

37

60

62

55

Амурская область

60

71

38

56

Приморский край

55

72

46

57

Удмуртская Республика

53

58

52

58

Волгоградская область

35

39

73

59

Пермский край

38

65

64

60

Тамбовская область

63

18

70

61

Республика Бурятия

36

79

51

62

Орловская область

45

53

71

63

Республика Алтай

32

78

68

64

Забайкальский край

26

81

69

65

Ивановская область

77

49

29

66

Карачаево-Черкесская Республика

20

73

78

67

Кемеровская область

75

68

40

68

Астраханская область

71

55

61

69

Республика Хакасия

64

46

76

70

Архангельская область

73

41

66

71

Республика Ингушетия

29

50

81

72

Курганская область

54

80

72

73

Камчатский край

83

19

45

74

Чеченская Республика

59

74

77

75

Республика Карелия

80

40

42

76

Еврейская автономная область

57

82

63

77

Республика Коми

82

42

48

78

Магаданская область

79

11

75

79

Псковская область

66

70

79

80

Кабардино-Балкарская Республика

41

62

83

81

Республика Тыва

15

83

80

82

Республика Калмыкия

74

57

82

83

Принципы построения рейтинга

В основе большинства ESG рейтингов, лежит принцип совмещения уровня подверженности риску и оценки эффективности его нивелирования. Допустим, компания в процессе производства своей продукции вынуждена использовать химически опасные вещества, однако соблюдает все необходимые меры предосторожности и, более того, работает над новой технологией, которая позволит в будущем отказаться от использования опасных веществ. В этом случае итоговый балл по данному параметру может оказаться относительно высоким.

Доступная в России статистика различных ведомств позволяет выстроить систему показателей для оценки подверженности регионов рискам и степени их нивелирования. К каждому «негативному» индикатору подбиралась «пара», которая позволяет говорить о степени нивелирования имеющихся рисков. Например, в разделе экологической оценки E, нами использовался показатель «Выброс в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, на душу населения». Его дополняет «Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников». В теории, чем выше первый показатель, тем выше должен быть и второй. Наличие дисбалансов говорит о том, что рискам не уделяется должного внимания.

Исключение составляет секция G (governance), где оценка строилась на основе проверки наличия в регионах ключевых инструментов повышения качества государственного управления и транспарентности: наличие комиссий по противодействию коррупции, раскрытие сведений о доходах сотрудников администрации и т.д. Кроме того, оценка была дополнена интегральными индексами, такими как рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России RAEX и Мониторинг финансового положения и качества управления финансами Министерства финансов РФ .

Перечень показателей рейтинга

Экологические риски (Environmental)

1.1

Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, на душу населения

1.2

Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих от стационарных источников

2.1

Объем выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта, на душу населения

2.2

Доля легковых, грузовых автомобилей и автобусов по субъектам Российской Федерации, имеющих возможность использования природного газа в качестве моторного топлива

3.1

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, на душу

3.2

Объем оборотной и последовательно используемой воды, на душу

4.1

Количество образованных отходов производства и потребления на душу населения (значение показателя за год)

4.2

Доля использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления

5.1

Вывезено за год твердых коммунальных отходов, на душу

5.2

Вывезено твердых коммунальных отходов на объекты, используемые для обработки отходов, % от общего объема вывезенных коммунальных отходов

Социальные риски (Social)

1.1

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума

1.2

Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Социальную политику" на душу населения, скорректированный на стоимость жизни

2.1

Доля учеников школы, обучающихся во вторую и третью смену

2.2

Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Образование" на душу населения, скорректированный на стоимость жизни

3.1

Уровень младенческой смертности (среднее значение за три года)

3.2

Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Здравоохранение", на душу населения, скорректированный на стоимость жизни

4.1

Количество тяжких и особо тяжких преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде на 100 тыс человек населения

4.2

Объем расходов консолидированного бюджета региона на "Безопасность", на душу населения, скорректированный на стоимость жизни

5.1

Динамика численности населения за 10 лет (отношение средней численности населения в отчетном году к численности 10 лет назад), %

5.2

Общее число созданных рабочих мест по группам организаций, на которых средняя численность работников увеличилась и по вновь созданным организациям, на 1000 постоянного населения

Качество управления (Governance)

1

Инвестиционная привлекательность и поддержка бизнеса (Рейтинг инвестпривлекательности, Наличие сертифицированных индустриальных парков, Наличие особых экономических зон)

2

Уровень транспарентности региональной власти и антикоррупционные процедуры (Структура и качество сайта, открытая и общедоступная публикация вакансий, информация о деятельности комиссий по противодействию коррупции, открытая и общедоступная публикация информации о доходах)

3

Качество управления бюджетом и качество Оценки регулирующего воздействия

4

Расходы консолидированного бюджета региона по статье "Общегосударственные вопросы" по отношению к ВРП


Рекомендуем
Контакты:

Адрес: г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 68
Телефон:+79057401148
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор: Глеб Платошкин
Шеф-редактор: Елена Новомлинская
Реклама:

ad@sdpl.ru
+79057401148
Юлия Волкова

© 2015—2020 «Платформа Устойчивое развитие» - деловое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.