Статьи

Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования

Получение высокачественного образования является важнейшим условием повышения качества жизни людей и устойчивого развития. Образование — основное право человека, расширяющее его возможности. Образование содействует межкультурному диалогу и укрепляет уважение к культурному, религиозному и языковому разнообразию, которые являются важными факторами достижения социальной сплоченности и справедливости.

Цель 4: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования

Фото:

Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех на планете обозначена как четвертая цель, которая должна быть достигнута к 2030 году. Она направлена на поддержку обучения, которое влияет на выбор людей в пользу создания более справедливых, инклюзивных и устойчивых обществ, включает в себя семь задач и три средства осуществления

Получение высокачественного образования является важнейшим условием повышения качества жизни людей и устойчивого развития. Образование — основное право человека, расширяющее его возможности. Образование содействует межкультурному диалогу и укрепляет уважение к культурному, религиозному и языковому разнообразию, которые являются важными факторами достижения социальной сплоченности и справедливости.

Для ООН образование является ключевым элементом, который позволит достигнуть многих других целей в области устойчивого развития. Если у людей есть возможность получить качественное образование, они могут вырваться из порочного круга нищеты. Поэтому образование способствует сокращению неравенства и достижению гендерного равенства. Оно также расширяет возможности для людей во всем мире жить более здоровой и стабильной жизнью. Образование также играет важную роль в повышении толерантности в отношениях между людьми и способствует формированию более мирных обществ.

Для ускорения прогресса в достижении четвертой цели устойчивого развития мировое образовательное сообщество приняло в ноябре 2015 г. Рамочную программу действий «Образование – 2030», в которой изложены стратегии осуществления мер по широкому кругу вопросов – от учителей и финансов до показателей мониторинга и механизмов координации.


Ассоциация Всемирного Образования (Association for World Education –

AWE) – международная неправительственная добровольная организация, имеющая консультативный статус в ООН, считает, что, если образование отражает осознание нашего тесного взаимодействия с миром в целом, оно является наиболее эффективным и удовлетворяет потребности человека и общества.

В данный момент, имея в виду перспективы устойчивого будущего, нужно уже и мыслить и действовать глобально и локально, не разрывая их взаимосвязь на мыслительную и практическую составляющие.
Получение качественного образования закладывает основу для улучшения условий жизни людей и обеспечения устойчивого развития. Были достигнуты большие успехи в сфере расширения доступа к образованию на всех уровнях и увеличения охвата школьным обучением, в частности, женщин и девочек.

По оценкам Статистического института ЮНЕСКО, 387 млн. детей начального школьного возраста, или 56%, не владеют базовыми навыками чтения. В Центральной и Южной Азии таких детей 81%, в странах Африки к югу от Сахары – 87%, а в Европе и Северной Америке – только 7%. В период 2000-2018 гг. доля грамотных взрослых увеличилась с 81% до 86%, а доля грамотной молодежи – с 87% до 91%. Несмотря на эти улучшения, неграмотность по-прежнему широко распространена во многих странах, особенно среди женщин.

В 37 странах Африки к югу от Сахары более половины женщин не умеют читать. Прогресс либо застопорился на очень низком уровне, как в Буркина-Фасо и Чаде, где читать умеют менее 5% женщин, либо замедлился, как в Мозамбике, где за 15 лет этот показатель вырос с 5% до 15%.

Многие страны признают роль образования в устойчивом развитии и ссылаются в своих планах на четвертую цель. Несмотря на это, на сегодняшний день более 265 миллионов детей не ходят в школу, включая 22 % — в начальном школьном возрасте.

Наблюдается колоссальное повышение уровня базовой грамотности, однако для выполнения целей по обеспечению всеобщего образования необходимы еще более решительные меры.

Примерно треть стран в развивающихся регионах не достигли гендерного равенства в сфере начального образования. И лишь немногие страны смогли добиться этого на всех уровнях образования. В Океании, Западной Азии и странах Африки к югу от Сахары девочки по-прежнему сталкиваются с препятствиями при поступлении как в начальную, так и в среднюю школу.
Такое неблагоприятное положение в сфере образования приводит к затруднению доступа к профессиональной подготовке и ограничению возможностей для молодых женщин на рынке труда и, как следствие, медленному экономическому росту.


Причины, препятствующие обеспечению образования, заключаются в отсутствии квалифицированных преподавателей и доступа к адекватным учебным заведениям. Необходимы инвестиции в предоставление стипендий для сельских школьников, повышение квалификации преподавателей, строительство современных учебных заведений, улучшение водоснабжения и электрификации школ.

Локальные проблемы в достижении ЦУР 4
В ТОП-10 стран по достижению четвертой цели устойчивого развития входят такие страны: Швеция, Дания, Финляндия, Германия, Франция, Норвегия, Швейцария, Норвегия, Словения, Австрия, Исландия. Их уровень достижения ЦУР находится в пределах от 79,7% (Исландия) до 85% (Швеция). Таким образом очевидно, что даже ведущие страны в рейтинге еще далеки до выполнения ЦУР. Что же в таком случае можно сказать о развивающихся странах.

Население России — одно из самых образованных в мире. Среднее образование у нас имеют 94,7% россиян, высшее — 58%. Несмотря на эту статистику, существует много проблем — отставание образования от запросов современного рынка труда, отсутствие по-настоящему инклюзивных школ и детских садов, слабое экологическое образование и многие другие.

Самые большие проблемы в сфере образования испытывают страны Африки. В большинстве африканских стран в начальной школе образование обязательное и бесплатное. Тем не менее, большому количеству детей не удается посещать школу в силу ряда причин. Также во многих странах среднее образование пока остаётся платным, например, в Замбии. Частные школы, являясь альтернативой государственным, помогают увеличивать процент грамотности населения, но одновременно ведут к росту социального неравенства.


Можно выделить 3 фактора, которые влияют на прекращение обучения:
- уровень преподавания предметов и актуальность знаний (учителя редко  проводят контрольные работы для проверки усвоения материала)
- взаимодействие учителей с учениками  
- влияние родителей и общества (образование во многих странах Африки далеко от светской модели общественного устройства и религия занимает здесь крепкие позиции)
- внешкольные факторы (например, частой причиной прекращения учебы у девушек является беременность)

При этом важно понимать, что нагрузка у местных школьных учителей очень высокая. Если на каждого преподавателя в ЮАР приходится 32 ученика, то в таких странах, как Руанда, ЧАД и Малави, их уже 60—70. Такие пропорции ведут к сверхвысокой нагрузке на педагогов и к снижению качества образования.

COVID-19
Нынешняя ситуация с COVID-19 поставило под угрозу не только мировую экономику, но и работу сотен учебных заведений. Правительства стран по всему миру приняли решение о закрытии учебных заведений в попытке сдержать глобальную пандемию COVID-19. Согласно данным ЮНЕСКО, более 100 стран осуществили закрытие школ в масштабах всей страны, что затронуло более половины учащихся во всем мире.

«На время этого кризиса, который в первую очередь является глобальным кризисом в области общественного здравоохранения, мы солидарны со всеми, кто был заражен этим вирусом и всеми силами пытается его побороть. Но кроме этого, мы должны оставаться в состоянии готовности, потому что данный кризис обнажил многие близкие к работе ЮНЕСКО проблемы». – комментирует ситуацию Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле.


Согласно данным ООН по вопросам образования, науки и культуры на 20 марта 2020, примерно 1,25 миллиардов учащихся, то есть примерно 72,9% всех учащихся в мире, были затронуты пандемией.

В этих условиях ЮНЕСКО совместно с правительствами стран предпринимает активные усилия для установления систем дистанционного обучения, путем обмена опытом и предоставлением доступа к новым технологиям и практикам в этой области.

Рекомендуем
Контакты:

Адрес: г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 68
Телефон:+79057401148
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор: Глеб Платошкин
Шеф-редактор: Елена Новомлинская
Реклама:

ad@sdpl.ru
+79057401148
Юлия Волкова

© 2015—2020 «Платформа Устойчивое развитие» - деловое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.