Статьи / Экономика

Гонку за Арктику Россия не уступит никому

Российская Арктика становится крупнейшей в мире экономической зоной — площадью почти пять миллионов квадратных километров, с внушительным набором преференций. Подготовлен проект новой программы развития Арктики. Она рассматривается как мощная стратегическая ресурсная база, а Северный морской путь — как национальная транспортная коммуникация, конкурентоспособная на мировом рынке. РФ чрезвычайно заинтересована в устойчивом развитии этой территории. Изучаем аналитику «Вестника Азиатско-Тихоокеанского региона».

Гонку за Арктику Россия не уступит никому

Фото: Stockvault

«Ось Земли» вращается в нашу сторону»

«Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года» — основной механизм реализации намеченных планов.

Среди приоритетов — обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью и сохранением уникальной природы, культуры и образа жизни коренных малочисленных народов, освоение современных ресурсосберегающих и наукоёмких технологий.

Минвостокразвития создавало Стратегию с широким участием региональных властей, научного сообщества, экспертов. Работал портал, с помощью которого любой гражданин страны мог внести свои предложения. От жителей северных территорий поступило их свыше 650. Позже на местах прошли очные обсуждения документа.

А как же соответствующая программа, утвержденная постановлением правительства РФ шесть лет назад? Она теряет силу с января 2021 года. Дело в том, что ее структура, инструменты не отвечают современным целям и задачам государственной политики РФ в Арктике. Необходимы новые стимулы для привлечения инвестиций, кадров, создания рабочих мест. Словом, нормативно-правовое регулирование развития этой зоны нуждается в серьезной реконструкции, отмечается в Стратегии.

Состоит она из двух частей, так называемых подпрограмм. Одна из них должна стимулировать создание предприятий. Ибо население закрепляется там, где они есть. Подтверждением могут служить Норильск, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа. Что для этого нужно?

Речь, прежде всего, о таких механизмах, как субсидирование процентных ставок, компенсация страховых взносов, а также инфраструктурная поддержка. Она предполагает выделение средств из федерального бюджета на прокладку дорог, обеспечение транспортом, энергетикой. Компенсация страховых взносов даст возможность предпринимателям снизить за счет казны отчисления от зарплаты с тридцати до семи с половиной процентов, а для предприятий малого и среднего бизнеса — с 15 до 3,75. Еще —льготные ставки по кредитам, привлекаемым для проектов Арктической зоны.

Вторая часть документа включает меры социально-экономического характера. В том числе касающиеся коренных малочисленных народов, сохранения их языков, поддержки традиционной хозяйственной деятельности. Госбюджет предусматривает необходимый объем финансирования. Минвостокразвития также подготовило законопроект о предоставлении арктического гектара, по аналогии с дальневосточным. Там можно будет построить дом, заниматься любой экономической деятельностью.

Ожидается, что в ходе реализации Стратегии объем внебюджетных инвестиций в экономику Арктики составит 490 миллиардов рублей, будет создано 28,5 тысячи рабочих мест. Это, соответственно, станет серьезным стимулом социального развития территорий. Ныне уже действует пакет федеральных законов, предусматривающих преференции для инвесторов в Арктической зоне. Минвостокразвития принимает заявки от компаний на получение статуса резидента, который дает право пользования льготами. «Внимательно анализируем, как это применяется на практике. Есть ряд моментов, которые создают инвесторам сложности», — сообщает замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков.

Он привел в пример норму, обязывающую инвестора регистрироваться там, где он ведет основную хозяйственную деятельность, чтобы пополнять местные бюджеты. Но это вызывает затруднения у тех, кто работает одновременно на территориях нескольких муниципалитетов. Так что эту норму нужно еще совершенствовать.

А. Крутиков также отметил, что преференции в Арктике пользуются большим спросом инвесторов. По его словам, сейчас на получение статуса резидента претендуют около сотни предпринимателей, с проектами почти на двести миллиардов рублей. Для них сокращены сроки и упрощен механизм плановых проверок. Применяется процедура свободной таможенной зоны. Еще — льготы по федеральным, региональным и местным налогам, пониженные тарифы страховых взносов.

«Будем и впредь улучшать условия ведения бизнеса, укреплять экономику этого региона», — пообещал вице-премьер — полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев. Он уточнил, что если на предыдущем этапе инвестировало в Арктику только государство, причем не в очень больших объемах, то сейчас речь идет о крупных частных вложениях.

Резидентам компенсируют 75 процентов страховых взносов. Эта мера поддержки касается только новых рабочих мест. Причем, на предприятиях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Воспользоваться ею могут в том числе индивидуальные предприниматели. Компенсация распространяется также на обязательное пенсионное и медицинское страхование, социальное — по временной нетрудоспособности, и в связи с рождением ребёнка.

Чтобы удержать население, привлекать в Арктику все новых людей, нужно создать соответствующие условия. Прежде всего, повысить уровень жизни, подчеркивали граждане в своих предложениях, как обустроить этот регион. Дать нормально оплачиваемую работу, обеспечить минимальную социальную поддержку. А пока положение тут, например, в социальной сфере, существенно хуже, чем в среднем по России. Ниже продолжительность жизни, выше доля ветхого и аварийного жилья, отстает объем ввода нового. Не говоря уже о плотности автомобильных дорог.

Минвостокразвития подготовило предложения, как повысить качество жизни в Арктике до среднероссийского уровня. Например, с нового года для переезжающих туда медицинских работников, в два раза увеличиваются подъемные: до двух миллионов рублей — врачам, и до миллиона рублей — фельдшерам. Предстоит создать десятки тысяч рабочих мест, нарастить инвестиции в разведку месторождений полезных ископаемых, улучшить транспортную доступность.

Предусмотрена также единая статистическая и информационно-аналитическая система мониторинга социально-экономического положения. Об этом рассказал журналистам глава Фонда развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Фонд уже приступает к реализации проекта. Это будет математическая модель, учитывающая ресурсы, логистику, экономические, экологические факторы. Она поможет рассчитывать сценарии развития региона в зависимости не только от скорости и масштаба экономических, социальных, но и климатических изменений. По сути, мы создадим первый в России цифровой двойник Севморпути, сказал А. Чекунков. Есть и другие интересные проекты в сфере телекоммуникаций. В частности, арктический кабель – своего рода, Северный морской путь, только в смысле передачи данных. Ведь с оживлением экономики резко возрастает потребность в информации, оперативной передаче данных.

Транспорт — локомотив экономики

Арктика тает, открывая доступ к невиданным доселе ресурсам и возможностям. К середине века до трети всех углеводородов в мире будут добывать здесь. Отступление льдов открывает кратчайшую водную дорогу из Европы в Японию, Китай. Это — Северный морской путь. Ставится цель существенно нарастить здесь объем грузоперевозок, до 80 миллионов тонн к 2025 году.  Он уже достиг двадцати миллионов тонн – втрое больше рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провел по этому пути 6,5 миллиона тонн. Транспорт – двигатель, кровеносная система экономики. Она же набирает обороты. Значит, нужно развивать и пути сообщения.

Весь мир уже стал свидетелем того, как Россия создает инфраструктуру вокруг своих северных месторождений. К примеру, «Ямал СПГ» не только добывает газ, но и экспортирует его в сжиженном состоянии. В результате, наша доля на глобальном рынке этого продукта удвоилась, а на очереди реализация нового проекта — «Арктик СПГ».

Большие запасы полезных ископаемых содержатся и под морями Баренцевым, Лаптевых. Так что курс на развитие Арктики выбран верно. Немалые перспективы для нас открывают и ее транспортные возможности. Продукцию нужно вывозить, а сюда доставлять товары, материалы. Выручит СМП. Он — еще и реальная альтернатива традиционным морским путям.

Как уже сказано, ставится цель: к 2025 году увеличить грузооборот по СМП до 80 миллионов тонн. И в целом транспорт — одна из ключевых задач развития Арктической зоны. Реализуемые сегодня проекты, в первую очередь, связанные с «НОВАТЭК», дадут около 47 миллионов тонн. Оставшиеся можно получить, если появятся новые производства. Задача посильная. Ее решению и призвана способствовать выше названная Стратегия. С другой стороны, перевозка грузов в северных широтах — дело сложное, а СМП доступен большей частью в теплое время года. Значит, нужен ледокольный флот, способный обеспечить круглогодичную навигацию вдоль северного побережья. Маршрут от Мурманска на западе, до Берингова пролива на востоке экономит грузовым судам драгоценное время в пути между Европой и Азией.

По известным данным, сейчас в нашей стране эксплуатируется около сорока ледоколов нескольких классов и типов. Они проводят караваны, работают во всех регионах, где требуется их помощь. А недавно самый большой в мире и самый мощный атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса.

Длина корабля — 173 метра, экипаж — 53 человека. Прежде чем взять курс на север, «Арктика» прошла испытания при сильном ветре и высокой волне в Балтийском море. Но это мелочи по сравнению с тем, что ждет корабль в Баренцевом и в восточных морях, омывающих Дальний Север. Название судна выбрано не случайно. Такое же имя носил первый советский ледокол, достигший Северного полюса. В конечном счете, в состав российского арктического флота войдут минимум 13 тяжелых ледоколов, и большинство из них будут атомными, заявил в прошлом году президент Владимир Путин.

Вопрос доступности — один из важнейших для многих территорий Дальнего Востока и Севера. Единственным способом добраться из одного населенного пункта в другой является порой только авиация. Вот почему так важно «дать импульс» местным авиаперевозкам. Правительство приняло постановление, которое устанавливает правила предоставления субсидии из федерального бюджета на поддержку аэропортов в северных районах. Средства получат семь казённых предприятий, которые объединяют 73 местных аэропорта и 15 посадочных площадок в Дальневосточном, Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. Ежегодно на эти цели планируется выделять 4,5 миллиарда рублей. Финансирование поступит в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».

Эта мера поможет сохранить аэропорты с малой интенсивностью полётов, что позволит людям, живущим на Крайнем Севере, пользоваться услугами воздушного транспорта. Выделяемые из госбюджета субсидии частично покроют расходы на зарплаты, коммунальные услуги, обслуживание взлётно-посадочных полос и другой наземной инфраструктуры.

«Пожать лапу» белому медведю

 Суровый край издавна привлекал тех, кто стремился познать его тайны. Уже то, что в центре — Северный полюс, «ось Земли», звало смельчаков, для которых «прикосновение к «оси» составляло едва ли не главную цель жизни.

Сегодня Арктика становится и объектом туризма. Непросто организовать путешествие к полюсу холода, но при желании, можно. В Исландии, например, частые гости — китайские туристы. Они прилетают туда прямыми рейсами, тратят много денег. Для них это необычно, экзотично. Тысячи любопытных посещают и наш национальный парк «Русская Арктика». Это самая северная и самая обширная особо охраняемая природная территория России, включает часть острова Северного архипелага Новая Земля и полностью — архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Рейсы на Северный полюс бывают заполнены туристами, большей частью, китайскими. Их взорам предстают первая полярная станция в бухте Тихой, острова Гукера, каменные шары острова Чампа, скалы мыса Тегетхоф на острове Галля. У островов Аполлонова и Столички, можно полюбоваться ледниками, понаблюдать за белыми медведями и моржами, за  семейством песцов на птичьем базаре. Но этот бизнес у нас все же в зачаточном состоянии, а коронавирус и вовсе его подкосил.

Между тем, все зимние развлечения, как утверждает А. Чекунков, очень легко устраиваются. Нужно лишь немного капитала, снег и холод. Последнее у нас есть, капитал тоже. Большим спросом пользуется и экологический туризм в северные широты. Тут самая чистая в мире рыба, самая чистая питьевая вода.

Словом, почти незанятые пока ниши для бизнеса. Но в отличие от гигантских газопроводов и железных дорог, очень сложно планировать его сверху. За сравнительно небольшие деньги, как считает А. Чекунков, можно сделать хорошую рекламу путешествиям по Северному морскому пути. Потому что это незабываемо, уникально. Так что СМП может приносить доход и в этом секторе.

Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Ростуризмом готовит перечень законодательных мер, которые способствовали бы активизации круизного туризма на дальневосточных и арктических морских территориях. Такое поручение дал вице-премьер – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Чужого не надо, своего не уступим

В условиях глобального потепления Арктика притягивает к себе внимание мирового сообщества, а Северный морской путь начинает создавать прямую конкуренцию традиционным водным маршрутам, связывающим Европу и Азию. Среди явных плюсов — экономия на топливе, времени, а также безопасность (полное отсутствие пиратской угрозы). Законодательством России Северный морской путь определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

К «земной оси», прилегающим территориям россияне давно проторили дорогу. В 1364 году новгородский воевода Александр Абакумович, пройдя через полярный Урал, достиг Обской губы. В шестнадцатом веке поморы добрались до устьев Енисея и Лены, а наши мореплаватели изучили основную часть береговой линии Арктики, открыли путь в Тихий океан. В 1525 году русский дипломат Дмитрий Герасимов составил первую карту бассейна северных морей. Навигационные карты запечатлели имена арктических наших исследователей: Семена Дежнева, Семена Челюскина, Владимира Русанова, многих других.

Наши интересы в регионе обусловлены географическим положением, удельным весом в экономике, перспективами на будущее. Вот лишь несколько цифр. Из 38700 километров арктического побережья на долю России приходится 22600, или восемнадцать процентов территории страны. Здесь проживает 2,5 миллиона россиян — свыше половины всего «арктического» населения планеты.

Многих в мире, прежде всего, Соединенные Штаты, очень беспокоят эти наши козыри. К тому же у россиян наибольший опыт судоходства в арктическом регионе, а также освоения береговой линии. Сегодня Россия обладает самым мощным ледокольным флотом и не собирается лишаться своих преимуществ. Стоит заметить, что мы ведем хозяйственную деятельность на собственной территории.

Новые исчерпывающие доказательства получило Минобороны РФ, которое провело дополнительные исследования шельфа Северного Ледовитого океана. Россия подала заявку в ООН на расширение границ подконтрольного ей континентального шельфа в Арктике еще в 2015 году. Тогда Москва просила увеличить площадь шельфа на 1,2 миллиона квадратных километров. В планах российской стороны — присоединить хребет Ломоносова и другие участки морского дна, в том числе южную оконечность хребта Гаккеля, котловину Подводников, поднятие Менделеева и зону Северного полюса. В этих местах найдены залежи углеводородов.

С тех пор комиссия ООН собиралась больше десяти раз. «На этих встречах потребовалась дополнительная аргументация по обоснованию континентальной природы отдельных структурных элементов арктического бассейна», — напомнил вице-премьер РФ Юрий Борисов. Речь шла, в частности, о доказательствах геологической истории хребта Ломоносова. В Роснедрах сообщили, что подкомиссия ООН признала принадлежность части территорий Арктики к континентальному шельфу России. Окончательное решение еще не принято. Партнеры всячески затягивают процесс.

Вашингтон ведет яростную войну против новых наших проектов транспортировки газа в Европу. А постоянное увеличение доли России еще и на рынке сжиженных энергоносителей, вовсе выводит американцев из себя. Не признают и прав России на расширение арктического шельфа, на Северный морской путь, считая его международной транспортной артерией. Пока из весомых аргументов у них в арсенале — лишь нагнетание напряженности в регионе. Активность боевой авиации НАТО в этом регионе стала за последнее время в десять раз выше.

Большая арктическая гонка началась, и отставать в ней никто не хочет. Однако последствия глобального потепления невозможно компенсировать политическим похолоданием. Москва серьезно вложилась не только в освоение северных месторождений, но и в их защиту. В регионе построены радиолокационные станции, новейшие военные базы.

Не так давно Минобороны РФ подробно обсудило планы развития армейской и флотской группировки в Арктике до 2025 года. Министр Сергей Шойгу напомнил, что только на нынешний год там предусмотрено более двух десятков значительных организационно-штатных изменений, включая формирование экипажей поступающих в боевой состав Северного флота надводных кораблей и подводных лодок.

Завершена подготовка разнородной группировки сил флота. Во взаимодействии с дальней авиацией отработана практическая стрельба из всех видов оружия. Прошло межвидовое тактическое учение, где военные решали задачи по усилению охраны, обороны важных объектов и тренировались в уничтожении незаконных вооруженных формирований. Северный флот оснащают современной техникой, адаптированной к применению в суровых арктических условиях.

Военные не только обеспечивают безопасность, но и участвуют в изучении региона. К примеру, совместно с Русским географическим обществом проводят комплексную экспедицию, цель которой — исследование Северного Ледовитого океана.

Словом, русская Арктика живет полнокровной жизнью, «ось земли» вращается в нашу сторону.

Источник: журнал «Окно в АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион)»

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.