Статьи

Бунт униженных, хаос и вымирание и, наконец, партнерство в интересах устойчивого развития

Интернет-издание «Платформа. Устойчивое развитие» продолжает знакомить с фильмами о социальных и экологических проблемах, о последствиях изменения климата на планете.

Бунт униженных, хаос и вымирание и, наконец, партнерство в интересах устойчивого развития

кадр из фильма "Отверженные" (Франция, 2019 г.)

                                                  См. первую публикацию

Социальное напряжение, бунт униженных и профилактика преступлений

Отверженные (Франция, 2019), Особое мнение (США, 2002).

Новая порция деструктива – полицейский триллер и фантастический боевик – о том, что экономический рост, устойчивые города, уменьшение неравенства и правосудие для всех не «светят» социуму ни в целом, ни по отдельности до тех пор, пока выбор не сделан в пользу устойчивого развития. 

И полярные льды не растаяли, и дожди идут исправно, и нефтяные платформы стоят ровно, и даже вирус поутих…, но люди сходят с ума, крушат витрины, автомобили и прочие  атрибуты нормальной жизни, упиваясь хаосом до последней секунды. Это не про Соединенные Штаты сейчас, а про уличные беспорядки в Париже 10-15 лет назад. Триллер афрофранцуза Ладжа Ли «Отверженные» (Les misérables), отмеченный наградами дома, в Каннах и Европейской киноакадемии, показывает короткий, весьма драматичный фрагмент из жизни одного местного отдела полиции. Жители парижского пригорода, который прославил в своем романе «Отверженные» классик французской литературы, продолжают жить и страдать от социальной неустроенности и несправедливости. Дети и подростки так же не у дел, как и взрослые. Местный полицейский патруль, который следит за порядком, это хорошо знает и не раз испытал на своих бронежилетах. Всё так же, как и двести лет назад. Декорации и имена героев поменялись, все остальное осталось без изменений. И – никаких следов романтики, если не брать во внимание рефлексию главного героя, которая чуть было ни стоила ему жизни. Или стоила? Наверху на лестничной клетке – разобиженный на весь мир подросток, из-за которого разгорелся весь сыр-бор. Внизу – зажатый в угол, истекающий кровью полицейский патруль. Между ними – догорающий фитиль на бутылке с зажигательной смесью. Что произойдет через несколько секунд – это режиссер оставляет на усмотрение зрителя. На экране перед финальными титрами возникает строгое назидание от вышеназванного классика: «Запомните, друзья мои. Не бывает ни дурных растений, ни дурных людей. Есть лишь плохие агрономы и никудышные воспитатели». Вот такое резюме на неустойчивое развитие. Непонятно, что и думать про хеппи-энд…

«Особое мнение» (Minority Report) – лучший научно-фантастический фильм 2002 года (премия «Сатурн») от Стивена Спилберга с крепкой командой тех самых «агрономов», на качество работы которых так уповал яркий представитель французского романтизма. Правда, занимаются они не столько селекцией, сколько «прополкой» населения города, избавляя его от потенциальных убийц. Работа сотрудников департамента профилактики преступлений (Precrime) базируется на использовании уникальной программы, созданной по последнему слову психотехнологий. Программа не мешает жить наркоторговцам и жуликам помельче, однако дает возможность вовремя отследить и обезвредить самый тяжелый криминальный элемент. Главный компонент программы – три медиума/провидца (в фильме их называют «провы»), которые «прозревают» убийства в ближайшем будущем. Очевидный успех метода – за 6 лет ни одного убийства – подталкивает власти к решению внедрить ноу-хау в масштабах страны. Незадолго до голосования главный прокурор присылает инспектора для проверки системы на предмет наличия дефектов. Инспектор восхищен устройством системы, однако видит гораздо больше того, что ему показали. Глядя на медиумов, он произносит почти невероятную для современного кинематографа фразу: «Наука отобрала у нас все чудеса. Они вернули нам надежду на существование Бога». Чтобы привести в чувство оторопевших сотрудников Precrime, инспектор уточняет, что дефект безупречной системы может быть в людях («Это уж, как всегда»). С инспектором не согласен главный герой, руководитель подразделения профилактики (Том Круз). Он совершенно уверен в эффективности и безупречности программы. Но в этот е день медиумы выдают ему информацию о том, что следующее убийство совершит он. Главный герой отказывается в это верить, отказывается сдаваться, совершает побег и начинает свое расследование. Ему удается узнать тайну, которую скрывал глава проекта. У виновных в грядущем преступлении может возникнуть иное будущее. То есть будущее – вариативно, и тот, кто намерен совершить убийство, может его и не совершить. И у каждого человека до последнего мгновенья действительно есть выбор. Значит, система профилактики преступлений не безупречна, и отказ от свободной воли и презумпции невиновности не обеспечит человечеству ни безопасности, ни долгих лет жизни, ни устойчивого развития. Фильм заканчивается тем, что власти страны принимают единственно правильное решение (непонятно, почему этим решением была недовольна значительная часть российских зрителей, негодовавших на идеальный голливудский финал).  Профилактика преступлений была упразднена. Всех заключенных безоговорочно амнистировали и отпустили. Медиумов поселили в тихом, не доступном для журналистов, месте. Однозначно хэппи-энд!

Одичание, хаос и вымирание в отсутствии устойчивого развития

Безумный Макс (Австралия, 1979, 1981, 1985, 2015), Дитя человеческое (Великобритания, США, Япония, 2006).

Сумасшедшие, как известно, бывают буйными и тихими, но какими бы разными не были внешние проявления безумия, суть их одна – это неспособность к нормальной организации жизни и неизбежный дрейф в сторону деградации и гибели. То же самое происходит и в масштабах человечества. Создатели фантастических триллеров на эту тему никаких открытий не делают. Их задача – быть убедительными. И с этой задачей, надо признать, они справляются просто отлично.

Боевик «Безумный (бешеный) Макс» (Mad Max), принесший колоссальные прибыли создателям (300 тыс долл на старте, 100 млн долл в прокате), был сделан, можно сказать, в полевых условиях. Во всяком случае, последние работы по монтажу и звуку. Успех самого знаменитого на свете дизельпанка (есть такой поджанр в научной фантастике) во многом связан с наблюдательностью и креативностью людей, которые подобно провидцам из «Особого мнения» прозрели контуры сумасшедшего будущего в окружающим их настоящем. Точкой отсчета грядущего триумфа можно считать момент, когда идеи сотрудника скорой помощи, вдоволь насмотревшегося на разбитых байкеров, и его приятеля – начинающего кинооператора и продюсера – сумел упорядочить и превратить в сценарий журналист, специализирующийся на автомобильной тематике и проблемах топливной промышленности. Действие австралийской антиутопии происходит в будущем. Не очень далеком, но очень насыщенном событиями, которые привели к разрушению цивилизации и кризису. Особенно худо с топливом. Его дефицит и стал причиной падения нравов и одичания человечества. В мире процветает тоталитаризм, коррупция и бандитизм. От фильма к фильму хаос нарастает, истощенные природные ресурсы делают кризис все острее, обычных людей почти не видно, зато бандиты подстерегают в каждом кадре. Разгул преступных банд власти пытаются остановить с помощью специальных полицейских  подразделений. Герои картины – это не только силовой патруль во главе с Максом Рокатански (Мэл Гибсон), но и «перехватчики» - супермощные машины патруля, оснащенные движками с диким количеством цилиндров. Запредельные скоростные характеристики сносят мозги и самим патрульным, и тем, кого они преследуют. В переносном и прямом смысле соответственно. Уже в финале первого фильма главный герой теряет жену, сына, а заодно и смысл своей жизни. Все остальные серии «Безумного Макса» – это вариации его скитаний в сумасшедшем мире. Хэппи-энд не маячит даже на самом дальнем плане.

Когда топлива мало и на всех не хватает, в обществе растет напряжение. Когда перестают рождаться дети, в мире начинается агония. Именно об этом рассказывает фантастический триллер «Дитя человеческое» (Children of Men) известного мексиканского режиссера Альфонсо Куарона, который был признан лучшим научно-фантастическим фильмом 2006 года по версии премии «Сатурн». Действие фильма происходит в Англии. Новостные сообщения пестрят заголовками о гибели самого молодого 18-летнего жителя планеты. Люди расстроены. Погибший был печальным напоминанием того, что вот уже восемнадцать лет человечество остается бесплодным. Мир, лишенный будущего, начинает разрушаться – повсюду конфликты, военные столкновения, терроризм. Нелегальные иммигранты невесть зачем продолжают штурмовать страны, которые когда-то были благополучными. С иммигрантами и террористами воюют правительственные войска. Некая таинственная организация «Проект «Человечество» пытается разрешить проблему всемирного бесплодия. Главный герой, пережив личную трагедию, старается не реагировать на происходящее. Друг главного героя пытается его растормошить, попутно рассказывая анекдот о том, что дети перестали рождаться, потому что люди «сожрали аиста». Этот анекдот вполне себе тянет на эпиграф к фильму. Далее обстоятельства складываются так, что герой оказывается рядом с чудом – женщиной, которая ждет ребенка. Более того, он вынужден защищать ее и помогать ей добраться до проекта «Человечество», преодолевая многочисленные препятствия. Посреди этих передряг рождается ребенок. Террористы пытаются захватить его, чтобы использовать в политических целях. В какой-то момент детский плач парализует воюющих. Главный герой, пользуясь моментом, покидает вместе со своими подопечными опасное место и добирается до лодки, на которой устремляется к кораблю проекта «Человечества». На воде плотный туман, вдалеке мерцают огни. Главный герой, взявшись за весла, теряет сознание от ран. Финал открыт. Из тумана выскальзывает борт корабля с огромной надписью «ЗАВТРА». Последние слова женщины с ребенком: «Все хорошо. Теперь нам ничего не грозит. Теперь мы в безопасности». Похоже на хэппи-энд, если, конечно, люди и впрямь не «сожрали» всех своих аистов.

Партнерство в интересах устойчивого развития

День, когда Земля остановилась (США, 1951, римейк 2008).

От язычников античной Греции, заядлых театралов и сибаритов, понимавших толк в настоящих развлечениях, современному научно-фантастическому кинематографу достался в наследство такой прием, как «Deus ex machina» («Бог из машины»). То есть вмешательство и разрешение сложных ситуаций с помощью сверхъестественных сил, действующих извне чудесным мистическим образом. Космические пришельцы подходят на эту роль, как никакие другие силы и обстоятельства. Они серьезно предупреждают, помогают и даже наказывают землян за легкомысленное и безответственное отношение к своей планете, подталкивая их тем самым на путь разумного устойчивого развития.

Фантастический триллер «День, когда Земля остановилась» (The Day the Earth Stood Still) – один из самых первых фильмов на тему неопознанных летающих объектов – был снят в начале 50-х годов будущим автором «Вестсайдской истории». Режиссер верил в реальность НЛО и возможность встреч с инопланетянами. Может быть, именно поэтому фильм получился довольно космическим во всех отношениях, за что и получил два «Золотых глобуса». Первый был вручён в знак признания киноленты лучшим фильмом, пропагандирующим взаимопонимание между народами. Второй «Золотой глобус» стал наградой за фантастический саундтрек, благодаря которому авторам фильма удалось добиться удивительного и неповторимого эффекта присутствия на экране внеземной цивилизации. Уфологический триллер стал классикой, быстро оброс подражателями и разошелся на киноцитаты. Его отголоски и сейчас можно обнаружить во многих фильмах, посвященных темам встреч с пришельцами.

Что касается римейка, то ему, конечно, было не избежать придирчивых сравнений с оригиналом и не набрать бонусов за новизну, зато его бесспорным достоинством стала современность. И напрасно римейк был номинирован на «Золотую малину» как худший приквел, сиквел, ремейк или плагиат 2008 года. Ведь его цель была – не поразить воображение современников, а еще раз напомнить человечеству о страшных последствиях неразумного и неустойчивого развития. Зрителям новая версия предостережения настолько понравилась, что затраты на ее создание окупились в три раза. Главный герой (Киану Ривз) прибывает на землю с предупреждением, что Земля – одна из немногих пригодных для жизни планет во Вселенной, и рисковать ее существованием ради мелочных целей типа борьбы за власть, ресурсы и сферы влияния совсем не стоит. Все проблемы земной цивилизации вполне решаемы, например, в рамках мирного последовательного развития с использованием ресурсосберегающих технологий. Но если человечество не прекратит свои разрушительные действия на планете, или, хуже того, вздумает перенести свои агрессивные замашки в космос, внеземные цивилизации будут вынуждены уничтожить Землю вместе со всем ее беспокойным населением. И главный герой, как полномочный посланник внеземных цивилизаций, это гарантирует. Вот главный мессидж римейка, все остальные повороты и детали сюжета вторичны. В финале создатели фильма подводят зрителей к мысли о том, что успешный исход космической операции по принуждению планеты Земля к миру и устойчивому развитию зависит от человечества. Шансы есть, и в конечном счете, выбор остается за нами. А значит, и надежда на хэппи-энд…

 

P.S.Сколько ни фантазируй на тему, от чего может погибнуть человечество, радости и энтузиазма это не добавляет. Творческие люди настолько преуспели в изображении апокалипсиса, что райские картины не рождаются ни в уме, ни в сердце. Вот и пугают нас с каждым годом все креативнее. Однако выбор – куда и по какому пути двигаться – всегда остается за нами.

Новости партнеров
Рекомендуем
Контакты:

Адрес: г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 68
Телефон:+79057401148
Редакция:

red@sdpl.ru
Редактор: Сергей Давыдов
Шеф-редактор: Елена Новомлинская
Реклама:

ad@sdpl.ru
+79057401148
Юлия Волкова

© 2015—2020 «Платформа Устойчивое развитие» - деловое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.