«Климатические беженцы», фактически, лишаются права на продолжение образования
Cтихийные бедствия и экстремальные погодные явления вынудили 17,2 миллиона человек в 2018 году оставить места своего проживания. В 2019 году их число выросло до 24,9 миллионов. Катастрофические последствия изменения климата становятся новой глобальной реальностью.
Фото: Pixabay
«Дыра» в законодательстве
В новом рабочем документе ООН «Влияние изменения климата на право на образование» эксперты детально описали, как стихийные бедствия влияют на доступ граждан к образованию. Ведь они в большинстве случаев вынуждены покидать свои дома и переезжать в другие регионы и даже страны.
Например, пострадавшие от климатических экстремальных явлений сталкиваются с языковыми барьерами, со сложностями устроить детей в переполненные школы, с трудностями признания профессиональных квалификаций, с разными видами дискриминации.
Право на образование защищают многие международные законодательства. Например, Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
Сейчас эксперты призывают государства предоставлять права лицам, перемещенным из-за климатических явлений и экстренных случаев, связанных с экологией. Однако главная проблема в том, что такие люди не подпадают под юридическое определение «беженцев». А значит, им не гарантируется проживание и образование за границей.
Даже если «климатические беженцы» получают доступ к школьной системе, языковые барьеры нередко приводят к тому, что люди бросают учебу. Кроме того, внезапная международная миграция заставляет обучающихся сталкиваются с ксенофобией, насилием, дискриминацией и травмами. В таких случаях речь о качественном доступе к продолжению образования вообще не идет.
Что делать?
ООН рекомендует национальным политикам и международному сообществу провести исследования и восполнить пробелы в знаниях и данных. Одновременно государствам предлагается привести национальные законодательства в соответствии с нормами международного права. Чтобы гарантировать выполнение конвенций, которые гарантируют право на образование для всех.
Также нужно устранить финансовые барьеры на пути к образованию и интегрировать альтернативные методы обучения, в том числе многоязычное образование, чтобы минимизировать языковые барьеры.
Источники: Цифровая библиотека ЮНЕСКО и сайт ЮНЕСКО