Как коронавирус делает глобальный туризм более устойчивым
Сфера туризма одной из первых ощутила на себе последствия закрытия границ и ограничительных мер в 2020 году. Восстановление отрасли, полагают эксперты, затянется на годы. Однако, в обозримом будущем, случившийся кризис может благотворно повлиять на экологичность и устойчивость туристического рынка. Пример – швейцарский опыт.
Фото: Pixabay
Как прийти к устойчивому туризму
Туризм – одна из самых крупных отраслей мировой экономики. На нее приходится семь процентов международной торговли, каждое десятое рабочее место в мире создается туризмом. Из-за пандемии коронавируса в уходящем году глобальная туриндустрия уже потеряла один триллион 200 миллиардов долларов. Около ста миллионов сотрудников отрасли оказались в сложном экономическом положении.
Эксперты ООН предлагают обратить внимание на позитивную сторону сложившейся ситуации и сосредоточиться на переходе к устойчивому инклюзивному (или внутреннему) туризму. Его развитию помогут совместные усилия заинтересованных государств и частного бизнеса.
Концепция устойчивого туризма тесно связана с зависимостью отрасли от ископаемого топлива и влиянием туризма на изменение климата. Сегодня совокупные выбросы транспорта, оказывающего услуги туриндустрии, составляют восемь процентов от ежегодного мирового объема парниковых газов, которые выделяются в атмосферу. 75% этих так называемых «туристических выбросов» приходится на авиацию.
Пока прогнозы неутешительные – к 2050 году туризм будет генерировать до 40% всех выбросов СО2. На рост этого показателя влияет постоянное увеличение количества туристических авиаперелетов. Чтобы изменить ситуацию и не допустить экологических катастроф, ООН предлагает воспитывать и поддерживать ответственное отношение к путешествиям. И ставит в пример швейцарский опыт.
Швейцарцы учатся отдыхать в Швейцарии
Аурелия Коглер, эксперт в области туризма и индустрии отдыха, считает пандемию коронавируса хорошим шансом для перевода индустрии туризма «на рельсы устойчивого развития».
Она рассказывает, что пандемия коренным образом изменила структуру спроса на туристические услуги в Швейцарии. «Швейцарцы сейчас отдыхают, в основном, именно в своей стране. Это то, к чему наша национальная туриндустрия всегда целенаправленно стремилась. Именно благодаря внутреннему спросу со сторону швейцарских туристов летний сезон в Швейцарии все-таки удалось более или менее спасти. Летний период для альпийских направлений оказался намного лучше, чем мы предполагали», – рассказала она. И уточнила, что наибольшие убытки понесли туристические компании, специализирующиеся на международном туризме.
По мнению Аурелии Коглер, глобальный локдаун изменил структуру потребления в сфере туризма – оно стало более устойчивым. Если раньше швейцарцы часто летали по миру, в том числе, отправлялись за границу на выходные, то в 2020 году они – вынужденно или нет, – обратили внимание на туристические направления, которые предлагает их собственная страна. «Почти везде в мире коронавирус нанес сильный удар по всем областям и сферам нашей жизни. И вполне вероятно, что некоторые изменения в нашем поведении все-таки будут носить более длительный, а может быть, и постоянный, характер», – отмечает эксперт.
Источники: swissinfo, Международная туристическая организация (UNWTO), HiSoUR