Владимир Путин: перенести нагрузку по утилизации мусора на производителей упаковки
Нагрузка по утилизации мусора должна ложиться не на граждан, ее надо перенести на производителей упаковочных изделий. Президент заявил об этом на ежегодной пресс-конференции. Теперь главное, чтобы его слова «правильно поняли» ответственные чиновники и законодатели.
Фото: Stockvault
Все началось с того, что главе государства поступил вопрос из Екатеринбурга про мусорную реформу. «Не думаю, что она тормозит, — цитирует Владимира Путина «Российская газета». — Много вопросов связанных с производством, но реформа сама по себе двигается».
По словам главы государства, в этой сфере надо решить несколько задач:
- первое: наладить замкнутый цикл, когда отходы не идут на полигоны, а используются в производстве;
- второе: добиться нормальной сортировки, чтобы к 2030 году отходы распределялись по сегментам и перерабатывалось;
- третье: нагрузка за утилизацию мусора должна ложиться не на граждан, ее надо перенести на производителей упаковочных изделий.
Это мировая практика, которой будут придерживаться и в России, пояснил президент. Он напомнил, что в автопроме уже действует утилизационный сбор. «Ну, и ничего нормально, то же самое надо и для этой сферы», — заявил глава государства.
Все верно. Теперь главное, чтобы «сигнал» президента правильно «поняли» и истолковали ответственные за решение проблемы чиновники и законодатели. ПОЧЕМУ?
Совершенно справедливо, что нагрузка за утилизацию мусора должна ложиться не на граждан, ее надо перенести на производителей. Но верно «читать» нужно все-таки НЕ «производителей УПАКОВОЧНЫХ изделий», а именно «УПАКОВАННЫХ».
Кто упакованный товар выпускает на рынок, тот потом и заботится о сборе и утилизации ставшей ненужной его упаковки. Именно такова успешная и эффективная международная практика, которую имел в виду глава государства.
За пустые емкости — отвечает производитель напитков, а не изготовитель бутылок. За консервные банки — производитель консервированных продуктов, а не тарный завод. За упаковочную бумагу и коробки — производитель продаваемых в ней товаров, а не бумажный или картонажный комбинат. Передовая международная практика именно такова («Polluter Pays»): КТО УПАКОВЫВАЕТ ТОВАР НА ПРОДАЖУ И ВЫСТАВЛЯЕТ ЕГО НА РЫНОК, ТОТ ПОТОМ С ОТРАБОТАННОЙ УПАКОВКОЙ И РАЗБИРАЕТСЯ.
Именно это, повторимся, имел в виду президент, именно такую идею поддерживает ответственный российский бизнес в рамках РОП: вывел упакованный продукт на рынок — позаботься об утилизации его тары и упаковки.
В идеальных случаях производители товара сами и разрабатывают, и производят упаковку к нему. Потому что только так не только понятен весь спектр экологических и потребительских требований к ней, но и объемы поступления ее на рынок. Иначе верно не спрогнозировать, не просчитать объемы утилизации и мощности для этого.