Экономика

«Повестка дня 2030» нуждается в обновлении

Информационное агентство Inter Press Service опубликовало колонку Йенса Мартенса, директора Глобального форума по вопросам политики и координатора «группы отражения мнений» по «Повестке дня 2030 устойчивого развития».

«Повестка дня 2030» нуждается в обновлении

Фото:

«Повестка дня 2030», принятая государствами-членами ООН, содержала в себе лозунг «Преобразование нашего мира». Повестка предполагала фундаментальные изменения в политике и обществе. Но через три года после ее принятия большинство стран не смогло превратить провозглашенное трансформационное видение «Повестки дня 2030» в настоящую политику. Более того, в докладе, посвященном устойчивому развитию в 2018 году, говорится, что политика во все большем числе стран движется в обратном направлении, серьезно подрывая дух и цели «Повестки дня 2030».

Нехватка ресурсов не при чем

Проблема заключается не в отсутствии глобальных финансовых ресурсов. Напротив, в последние годы наблюдается значительный рост и накопление индивидуальных и корпоративных богатств во всем мире. В беспрецедентном накопление богатств виновата фискальная и нормативная политика, которая привела к экстремальной концентрации средств производства и социально-экономическому неравенству.

Крайняя концентрация богатства не увеличила ресурсы, доступные для устойчивого развития. В докладе о мировом неравенстве 2018 года говорится: «За последние десятилетия страны стали богаче, но правительства стали бедными» из-за массового перехода к частному капиталу.

Но даже там, где имеются государственные деньги, слишком часто государственные средства не распределяются в соответствии с «Повесткой дня 2030», а тратятся на вредные или, по крайней мере, сомнительные цели, будь то экологически вредные субсидии или чрезмерные военные расходы.

Антиустойчивая цель развития

По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), глобальные военные расходы снова возросли в 2017 году, после пяти лет относительно неизменных величин до $1,739 трлн. Напротив, чистая официальная помощь в целях развития (ОПР) членами Комитета содействия развитию ОЭСР (КСР) составляла лишь $146,6 млрд, что составляет менее одной десятой глобальных военных расходов.

«Мир чрезмерно вооружен, и мир недофинансирован», – говорится в исследовании SIPRI. Особенно тревожным стало решение стран – членов НАТО увеличить военные расходы до величины не менее 2% от их национальных ВВП.

Даже для европейских членов НАТО это решение будет означать увеличение военных бюджетов как минимум на 300 млрд евро в год, скорее всего, за счет других статей. Цель «2% на войну» представляет собой своего рода «Антиустойчивое развитие» и находится в резком противоречии с духом «Повестки дня 2030».

Пробелы и противоречия существуют не только в налогово-бюджетной политике и предоставлении финансовых средств для реализации Целей устойчивого развития ООН (Sustainable Development Goal, SDG). Наиболее яркими примерами являются политика в области климата и энергетики.

Вместо того, чтобы серьезно относиться к неустойчивым структурам производства и к принципу «загрязнитель платит», действия в этом направлении откладываются, политики надеются на масштабные технические решения, включая исследования по геоинженерии, т.е. опасные крупномасштабные технологические манипуляции с экосистемами Земли.

«Темная сторона инноваций»

Разумеется, необходимы большие технологические сдвиги, чтобы развязать трансформационный потенциал SDG и обратиться к менее ресурсоемким и более устойчивым моделям экономического и социального развития. Но это не должно означать некритическую веру в спасение посредством технологических инноваций, будь то изменение климата или потенциал информационных и коммуникационных технологий.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш недавно призвал государства – члены организации рассмотреть «темную сторону инноваций». Она включает в себя новые вызовы, вроде угроз кибербезопасности, вторжения в частную жизнь с помощью искусственного интеллекта, его влияния на рынки труда и использование военных кибер-операций и кибератак.

«Темная сторона инноваций» – это также доминирующее заблуждение о том, что человечество можно накормить с помощью активизации высокоинтенсивных промышленных технологий в сельском хозяйстве. В то время, как преобладающая сейчас промышленная система сельского хозяйства позволила увеличить урожайность, она принесла огромный ущерб как для окружающей среды, так и для здоровья человека и животных. В то же время. она мало что сделала для устранения коренных причин голода и проблем изменения климата.

Альтернативы классическому бизнесу

Но несмотря на эти мрачные перспективы, все еще есть место для перемен. Противоречивая политика не является экстраординарным явлением. Она всего лишь отражает противоречивые интересы и отношения между группировками во власти и властью и обществом. Они находятся в постоянном движении и могут быть изменены.

Смелые и всеобъемлющие альтернативы крупному бизнесу, как обычно, существуют во всех областях «Повестки дня 2030», и для прогрессивных людей в правительствах, парламентах, гражданском обществе и частном секторе есть шанс добиться успеха в общественном дискурсе. Некоторые из необходимых политических действий и реформ можно резюмировать в следующих четырех аспектах:

1. Превращение приверженности к согласованности политики на практике. На сегодняшний день основным подходом к устойчивому развитию является достаточно хаотичная координация между заинтересованными лицами. Существует потребность в универсальном подходе к устойчивому развитию. Реализация «Повестки дня 2030» и SDG не должна быть скрыта в нише политики в области окружающей среды.

2. Укрепление государственных финансов на всех уровнях. Расширение пространства государственной политики требует, помимо прочего, необходимых изменений в налогово-бюджетной политике. Иными словами, правительствам приходится разрабатывать бюджеты для реализации целей устойчивого развития. Это включает, например, налогообложение добычи и потребления не возобновляемых ресурсов и принятие форм прогрессивного налогообложения для приоритетной реализации прав и благосостояния бедных и малоимущих.

Расширение пространства налогово-бюджетной политики может быть еще более усугублено устранением корпоративных налоговых льгот и постепенным сокращением вредных субсидий, особенно в области промышленного сельского хозяйства и рыболовства, ископаемого топлива и ядерной энергии. Военные расходы следует сократить, а сэкономленные ресурсы перераспределены, в частности, для предотвращения гражданских конфликтов и укрепления мира.

3. Совершенствование регулирования устойчивости и прав человека. Правительства слишком часто ослабляют себя путем принятия политики дерегулирования или «лучшего регулирования», что на самом деле является эвфемизмом для регулирования в интересах корпоративного сектора и доверяют корпоративному волюнтаризму и саморегулированию «рынков». Что касается ответственности компаний за права человека, по-прежнему существует необходимость в юридически обязательном документе.

Совет по правам человека ООН принял важное решение о создании межправительственной рабочей группы для разработки такого документа. Правительствам следует относиться к этому договору серьезно и активно участвовать в нем. Ожидаемое начало переговорного процесса – октябрь 2018 года. Это дает историческую возможность для правительств продемонстрировать, что они ставят права человека выше интересов крупного бизнеса.

4. Закрытие глобальных пробелов в управлении и укрепление институциональной основы устойчивого развития. Эффективность необходимых реформ зависит от наличия сильных, хорошо оснащенных государственных учреждений на национальном и международном уровнях. Необходимо отразить всеобъемлющий характер «Повестки дня 2030» и SDG в институциональных механизмах правительств и парламентов. На глобальном уровне требование о том, чтобы система ООН соответствовала SDG, требует реформ существующих институтов и создания новых органов в областях, где существуют пробелы в управлении.

В «Повестке дня 2030» правительства приняли решение о том, что Политический форум высокого уровня (HLPF) под эгидой Генеральной Ассамблеи ООН и Экономического и социального совета ООН должен играть центральную роль в контроле за осуществлением последующих мер, обеспечивать политическое руководство и контролировать актуальность «Повестки дня 2030».

Рекомендуем
Контакты:

Адрес: г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон:+79854690472
Редакция:

red@sdpl.ru
Шеф-редактор: Елена Новомлинская
Главный редактор: Анастасия Щукина
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2020 «Платформа Устойчивое развитие» - деловое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.