Новости / ЭКО-среда / Экономика

Алюминиевый драйв в эфире – эксперты о высокотехнологичных решениях в строительстве

Итоги круглого стола «Алюминий как драйвер развития высоких технологий», состоявшегося в рамках медиапроекта «Строим будущее России». Участие в мероприятии приняли представители ведущих отраслевых компаний и экспертного сообщества, включая: РПО «Албес», ГК «Москабельмет», АО «Метрогипротранс», ФАУ «ФЦС» и HPBS.

Алюминиевый драйв в эфире – эксперты о высокотехнологичных  решениях в строительстве

Фото: Пресс-служба Алюминиевой Ассоциации

Строительная отрасль – один из главных потребителей алюминия на российском рынке. На ее долю приходится 30% от общего потребления металла в стране или около 300 тыс. тонн ежегодно. 

Об этом заявил заместитель председателя, руководитель направления транспортной инфраструктуры Алюминиевой Ассоциации Евгений Васильев в ходе круглого стола «Алюминий как драйвер развития высоких технологий». Круглый стол стал частью программы спецпроекта «Строим будущее России», приуроченного к празднованию Дня строителя и 10-летнему юбилею Минстроя России. Медиапроект реализуется при поддержке Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ). Оператором медиапроекта выступает Общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Ассоциация «Безопасность и качество».

Растущий интерес к алюминиевым решениям обусловлен уникальными свойствами металла. Среди них: низкий удельный вес, высокая коррозионная стойкость, долговечность. Для строительства современных жилых и коммерческих зданий, городских и инфраструктурных объектов отечественные предприятия предлагают широкий ассортимент продукции, включая оконные и балконные системы, алюминиевые фасады и кровли, светопрозрачные конструкции, пешеходные мосты, решения для внутренней отделки помещений, мачты освещения и множество других видов изделий.

При этом, как отмечают эксперты, потенциал алюминия как конструкционного материала раскрыт еще не полностью – создание новых сплавов, повышение прочностных и технических характеристик, освоение новых технологий производства будут способствовать расширению сферы применения металла в строительстве.

«Алюминий открывает перед нами фантастические возможности. Освоенные нашей промышленностью технологии, выпуск изделий, которые раньше мы могли заказать только за границей, – все это существенно расширяет горизонты возможного для архитекторов и строителей», – сказал главный архитектор АО «Метрогипротранс», член Союза архитекторов России Леонид Борзенков.

МОСТЫ ДЛЯ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА

Одним из таких примеров является применение современных алюминиевых сплавов в мостостроении. За рубежом мостостроители начали работать с алюминием еще в первой трети прошлого века, а у нас в стране до недавнего времени существовал лишь один такой проект – построенный в 1969 году Коломенский мост в Санкт-Петербурге.

В современной России строительство мостов из алюминиевых сплавов возобновилось по инициативе Алюминиевой Ассоциации. Этот проект пришлось начинать практически с нуля – отсутствовали необходимые компетенции, технологии, нормативная база. Первые пилотные мосты с алюминиевыми конструкциями появились в 2017 году в Нижегородской области. Скорость их монтажа, высокие эксплуатационные характеристики и низкие затраты на обслуживание привлекли внимание профессионального сообщества и региональных властей – сейчас в России эксплуатируются уже 15 мостов из алюминиевых сплавов: в Москве, Красноярске, Самаре, Туле и Нижегородской области.

«Этот проект Ассоциации не только стал драйвером внедрения инноваций в мостостроении, но и позволил расширить компетенции металлургических предприятий в области проката, экструзии и технологий сварки. Как следствие – новые заказы, рост производств и, конечно, новые рабочие места», – подчеркнул Евгений Васильев.

СТАНДАРТ? ЕСТЬ СТАНДАРТ!

Одним из препятствий на пути появления в России современных конструкций, строительных материалов и изделий из алюминия, в том числе мостов, были устаревшие нормативные документы. Парадокс заключался в том, что материал существовал, но в документах фактически отсутствовал.

«Отсутствие алюминия в нормативных технических документах де-факто являлось запретом для его применения в строительстве. Для использования таких продуктов застройщику необходимо приводить специальные обоснования, чтобы подтвердить их соответствие и безопасность. В этом случае ему проще перестраховаться и выбрать альтернативные материалы или решения», – пояснил Алексей Ефимов, руководитель направления по техническому регулированию и взаимодействию с госорганами Алюминиевой Ассоциации, председатель ТК 099 «Алюминий».

Одной из важнейших задач созданной в 2015 году Алюминиевой Ассоциации стала актуализация нормативной базы, в том числе и в области строительства. Благодаря активному взаимодействию с Росстандартом, Минпромторгом России, Минстроем России и другими отраслевыми министерствами и ведомствами удалось распространить область деятельности ТК 099 «Алюминий» с первичного алюминия на конечную продукцию с его использованием.

«Работа в рамках ТК 099 «Алюминий», постоянное взаимодействие с ФОИВами, научными центрами, смежными ТК, например, ТК 144 «Строительные материалы и изделия» и ТК 465 «Строительство» позволило раскрыть нормативно-технический потенциал алюминиевых компаний, которые стали активно участвовать и вовлекаются в разработку стандартов и сводов правил», – сообщил Алексей Ефимов.

Важную роль в совершенствовании всех нормативных технических документов играет регулятор – Минстрой России, внедривший успешные механизмы актуализации нормативной документации.

СИНЕРГИЯ ЭНЕРГЕТИКИ И АЛЮМИНИЯ

С 2003 по 2019 год в российском жилищном строительстве из соображений безопасности Минэнерго была запрещена алюминиевая проводка. В 2016 году алюминиевая отрасль предложила рынку принципиально новый продукт на основе алюминиевых сплавов 8ххх серии. Образцы нового алюминиевого кабеля были подвергнуты всесторонним испытаниям во Всероссийском Научно-Исследовательском проектно-конструкторском и технологическом Институте Кабельной Промышленности (ВНИИКП) с участием специалистов ассоциации «Росэлектромонтаж» и других компетентных организаций. В ходе испытаний образцы проверялись на стойкость к перегибам и контактные соединения. В некоторых случаях, алюминиевая кабельно-проводниковая продукция из сплавов 8ххх серии не просто не уступала аналогам, но даже превосходила их.

Современная алюминиевая проводка отвечает всем требованиям к техническим характеристикам и безопасности, а также обладает рядом преимуществ перед традиционным конкурентом – медными проводами.

«По сравнению с медью алюминий дешевле в два-три раза или на 20-30% при сохранении аналогичных характеристик. За счет применения алюминия при строительстве многоквартирного дома застройщик может сэкономить стоимость одной-двух квартир, а высвободившиеся средства направить, скажем, на скидочные предложения для покупателей недвижимости», – уточнил Павел Моряков, генеральный директор ГК «Москабельмет», руководитель сектора «Энергетика» Алюминиевой Ассоциации.

Сейчас алюминиевый кабель из современных сплавов используют в строительстве жилых домов эконом- и даже бизнес-класса.

АЛЮМИНИЕВОЕ ЛИЦО МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Запущенная в 2023 году в эксплуатацию Большая кольцевая линия (БКЛ) метро не только стала самой протяженной кольцевой линией в мире (70 км против 57 км у Пекина), но и продемонстрировала широкие возможности применения алюминиевых решений в облицовке фасадов и внутреннего интерьера станций.

«Алюминий стал основной частью «лица» БКЛ. Он присутствует на каждой станции в том или ином виде - в отделке потолков и стен. Алюминий послужил замечательным фоном и полотном для масштабных художественных работ, напечатанных на алюминиевых панелях или стекле, вставленном в панели из сотового алюминия. Результат вы можете видеть сами – станции получились совершенно разнообразные», – рассказал Леонид Борзенков.

Яркой демонстрацией эстетических возможностей алюминия являются станции «Мичуринский проспект» Калининско-Солнцевской линии, «ЦСКА», «Сокольники», «Авиамоторная» и других станций БКЛ. На станции «Электрозаводская» знаменитый художник Александр Рукавишников и архитектор Николай Шумаков при помощи алюминия создали уникальную декоративную композицию «Битва героев» длиной 163 м и высотой 7 м.

«Панно «Битва героев» на станции «Электрозаводская» выполнено по технологии печати на стекле, которое интегрировано в сотовые панели и потом установлено на стене на алюминиевом каркасе. Без применения алюминия невозможно было бы создать столь быстро и качественно масштабное произведение, которое простоит десятилетия или даже столетия», – добавляет Леонид Борзенков.

Инновационные сотовые алюминиевые панели использовались для строительства станций «Мичуринский проспект», «Парк Победы», «Раменки», «Деловой центр». Всего более чем для 40 станций метро – это более 250 тыс. кв. м алюминиевой продукции.

Декоративная отделка металла позволяет создавать уникальную текстурированную поверхность по эскизам архитекторов. Заметным преимуществом сотовых панелей является скорость монтажа: алюминиевые панели выходят со 100-процентной заводской готовностью, их сразу же можно устанавливать.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ «ЗЕЛЕНОГО» СТРОИТЕЛЬСТВА

Российская строительная отрасль неуклонно следует главенствующей в мире концепции устойчивого развития и принципам «зеленого» строительства. Участники отрасли внедряют технологии замкнутого цикла, позволяющего увеличивать полезное пространство и естественное освещение, а по истечении срока эксплуатации здания – переработать отходы в новые строительные материалы.

Примерно 80% мирового алюминия, произведенного за всю историю человечества, продолжает использоваться до сих пор. Это один из лучших экологических показателей среди конструкционных материалов. Отечественные компании уделяют повышенное внимание достижению углеродной нейтральности. Так, в июле 2023 года компания РУСАЛ (входит в состав Алюминиевой Ассоциации) объявила о выпуске алюминия марки ALLOW INERTA с удельными выбросами на уровне 0,01 тонны эквивалента CO2 на тонну металла с учетом прямых и косвенных энергетических выбросов. Данный сплав выпускается по революционной технологии на электролизерах с инертным анодом с использованием энергии гидрогенерации. 


Источник: пресс-служба Алюминиевой Ассоциации


Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.