разделы: Новости Главное Лидеры Устойчивости Видео Спецпроекты
20 мая 2024 USD 57,16 EUR 63,65 НЕФТЬ 53,54 +2,04%
Новости

В Санкт-Петербурге завершился ежегодный форум «Национальная система квалификаций России»

28 ноября в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» прошел второй день IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Форум объединил представителей федеральных и региональных министерств и ведомств, а также руководителей ведущих предприятий и учебных заведений страны.

В Санкт-Петербурге завершился ежегодный форум «Национальная система квалификаций России»

Фото: Пресс-служба Национального агентства развития квалификаций

На площадке Форума состоялись Объединенное пленарное заседание «Образование и рынок труда: инструменты взаимодействия», организованное в рамках финала Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России».

Также в рамках Форума прошли сессии «Кадры для нового времени: эффективные технологии подготовки и развития» и «Опыт внедрения ключевых инструментов НСК в различных секторах российской экономики: свершения и вызовы» и HR-форум НСК «Оценка персонала: переосмысление и трансформация».


Основным вектором обсуждения IX Форума НСК стала задача повышения адаптивности системы подготовки кадров, с учетом изменяющихся потребностей рынка труда, достигаемая за счет различных форматов партнерства с работодателями.

Важный контекст работе Форума был задан поручениями Президента России по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета, прошедшего 21 сентября в Великом Новгороде. В числе ключевых задач обсуждалось формирование системы комплексного прогнозирования потребности в кадрах, повышение гибкости механизма профессиональных стандартов, усиление практикоориентированности профессионального образования и другие.


Президент Российской Федерации Владимир Путин направил приветствие в адрес участников IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». В нем, в частности, говорится:

«Отмечу, что за прошедшие годы на вашей экспертной площадке выстроен эффективный диалог государства, бизнеса, образовательных и профсоюзных организаций по вопросам укрепления кадрового потенциала страны. Такое прямое общение, в основе которого лежат актуальные запросы отраслей, потребности предприятий и компаний в специалистах — способствует продвижению современных образовательных стандартов, повышению качества профессиональной подготовки, улучшению структуры занятости. И конечно, задает ориентиры для молодежи — какими знаниями, навыками, умениями должен обладать человек, чтобы добиться успеха в избранном деле».


Открывая пленарное заседание Форума, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова сказала: «Рынок труда стремительно изменился, особенно в последние полтора года, и мы видим серьезные вызовы. Мы вынуждены оперативно реагировать на них и перестраивать не только систему управления, но и систему образования».

Как отметила вице-премьер, Правительство России совместно с РСПП и региональными органами власти приступило к созданию прогноза кадровой потребности на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Предварительные расчеты показывают, что к 2030 году, с учетом демографических трендов, российской экономике дополнительно потребуются 2 млн человек. Также России очень важно преодолеть структурную безработицу. «Чтобы перестраивать систему образования и переподготовки, нужно понимать, какие профессии и какие направления будут востребованы. Наша с вами задача – максимально корректно построить этот прогноз», – указала Голикова.

«Мы хотели бы, чтобы соискатели были максимально подготовленными, профессиональными, их производительность труда была высокой. В условиях высокой напряженности на рынке труда, связанной с дефицитом кадров, большая нагрузка ложится на систему подготовки и переподготовки, на Национальную систему квалификаций», – отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Александр Шохин.

Спикер подчеркнул, что в целом Национальная система квалификаций уже сложилась: «Востребованность независимой оценки квалификации постоянно возрастает. Если в 2022 году профессиональные экзамены в формате НОК прошли 54 тысячи соискателей, то в текущем году число профэкзаменов увеличилось более чем в 2,5 раза – до 141 тысячи». Спикер обратил внимание, что данные изменения, в частности, стали возможными благодаря поправкам в Градостроительный кодекс, благодаря которым НОК стала обязательной по ряду квалификаций в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации.

По поручению Президента России по итогам Президиума Госсовета в Великом Новгороде в сентябре 2023 года, ведется работа по изменению подходов к формированию профессиональных стандартов, сообщил заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Вовченко. «Ключевой вопрос и для соискателей, и для предприятий – чему необходимо обучаться, какие компетенции следует наращивать, чтобы не оставаться позади. Для ответа на этот запрос и создавалась Национальная система квалификаций. Основные составляющие НСК – профстандарты и независимая оценка квалификации. Вместе они образуют ту инфраструктуру, которая отражает потребности рынка труда в компетенциях работников, в описании профессий и, в конечном счете, обеспечивает оценку знаний и умений», – сказал, в частности, спикер.

Изменения на рынке вызываются внешними причинами, объяснил руководитель Рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в Национальной системе квалификаций, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. Ключевым драйвером изменений на рынке труда спикер назвал стремительное сокращение срока жизни технологий и ускорение обновления профессиональных компетенций, за которым не успевает образование. По мнению научного руководителя ВШЭ, система образования должна выпускать специалистов, готовых самостоятельно обучаться и совершенствовать свою квалификацию в течение всей своей трудовой жизни. «Система квалификаций должна быть очень гибкой и очень конкретной», – подчеркнул он.

О возможностях интеграции с НСК формата описания знаний и умений как микроквалификаций или микростепеней, набирающего сегодня популярность, говорил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин.

Отдельно Шадрин остановился на перспективах развития системы наставничества на предприятиях, способствующей адаптации новых сотрудников на рабочем месте в более короткие сроки, а также выстраиванию максимально системной работы со студентами вузов и колледжей, проходящими производственную практику. Национальное агентство при поддержке Минтруда России реализует проект «Квалификация “Наставник”». Также агентством организован Всероссийский конкурс лучших практик подготовки кадров в номинации «Развитие наставничества на рабочем месте».

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев рассказал о разработке и реализации новой модели высшего образования. По его словам, изменения коснутся трех направлений. К ним относятся система планирования высшего образования на основе прогноза потребности в кадрах, инфраструктура и кадровое обеспечение вузов и технологий образования, и оценка эффективности деятельности образовательных организаций (основанная, в частности, на показателях трудоустройства выпускников). Серьезная роль в новой модели высшего образования отведена взаимодействию вузов и работодателей. Замминистра особо отметил работу Санкт-Петербургского горного университета, ведущуюся в этом направлении.

Первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков сделал акцент на значении прогнозирования кадровой потребности рынка труда. «Важно научиться работать с кадрами долгосрочно, а не здесь и сейчас латать дыры. Минпромторг в настоящее время реализует более десяти национальных программ, направленных на обеспечение технологического суверенитета страны. Необходимо понимать: обеспечение промышленности кадрами – это вопрос выживания страны», – подчеркнул спикер.

«Из кабинетов Министерства просвещения абсолютно не видно, какой работник нужен на конкретное предприятие. Поэтому все решения в системе профессионального образования проверялись с привлечением организаций, представляющими ту или иную отрасль», – рассказал директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин. Благодаря этому сотрудничеству, отметил спикер, был обновлен перечень профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка в СПО, перечень программ профессионального обучения. «Ни одна из специализаций не была утеряна», – заверил Неумывакин.

В продолжение темы гармонизации российской системы профквалификаций с национальными системами квалификаций стран Евразийского союза, обозначенной Председателем НСПК Александром Шохиным, Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович сказал: «Системы профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации сейчас развиваются в странах Евразийского союза самостоятельно». Обращаясь к вице-премьеру, спикер выдвинул предложение об инициировании на уровне правительства разработки нормативно-правовых актов, способствующих гармонизации системы квалификации и подготовки кадров в странах Евразийского союза. Также Мясникович отметил целесообразность разработки дополнительных механизмов прогнозирования рынка труда в ЕАЭС и возможность формирования «евразийской биржи труда», позволяющей находить работу в соответствии с квалификацией в различных регионах Евразийского союза.


28 ноября в рамках Форума также состоялись панельные сессии «Кадры для нового времени: эффективные технологии подготовки и развития» и «Опыт внедрения ключевых инструментов НСК в различных секторах российской экономики: свершения и вызовы».

Многие выступающие отметили возрастающую значимость программ дополнительного образования и микроквалификаций, необходимость и эффективность дополнительного обучения. Одновременно спикеры акцентировали внимание на том, что дополнительное образование не должно подменять базовую подготовку специалистов. Директор Института дистанционного образования Томского государственного университета Михаил Шепель: «Очень важно в погоне за практикоориентированностью не потерять фундаментальность образования. Включение гибких навыков, цифровых компетенций формирует новую фундаментальность».

Одновременно в ситуации с диверсификацией образовательных треков и расширением возможностей получения квалификации возрастает роль независимой оценки квалификации как инструмента, позволяющего дать объективную обратную связь по содержанию образовательных программ и уровню подготовки специалистов.

Заместитель председателя СПК в сфере нанотехнологий и микроэлектроники Ольга Крюкова рассказала, что В 2023 году был создан федеральный координационный центр «Кадры для микроэлектроники», ключевой задачей которого является решение кадровых проблем в рамках реализации стратегии для электронной промышленности. Центр работает в тесной связке с СПК, что позволяет оперативно решать задачи формирования и внедрения новых профстандартов и образовательных программ в отрасли.

Также на базе Зеленоградского кластера создан консорциум, в который вошли МИЭТ, СПК нанотехнологий, центр оценки квалификации, Ассоциация вузов ЭКБ и Зеленоградский инновационно-технологический центр. Задачей объединения является формирование единой оценки качества подготовки в сфере микроэлектроники. Результатом работы консорциума стало возникновение базе МИЭТ межотраслевого экзаменационного центра, начало внедрения НОК в аттестационные процедуры МИЭТа, актуализация образовательных программ в соответствии с требованиями профстандартов и введение ПОА.

«Таким образом, у нас получилось транслировать все пять полномочий СПК в тот функционал, который есть у Координационного центра. Мы надеемся, что тот опыт, который мы получили за два года, будет широко транслирован и поднят на федеральный уровень в рамках реализации стратегии развития электронной промышленности», – сказала Крюкова.


Участие в дискуссии также приняли председатель СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения Юрий Герций, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артём Шадрин, директор ООО «Центр оценки квалификаций в строительстве» Михаил Хохлов и председатель СПК в электроэнергетике, президент Ассоциации «ЭРА России» Аркадий Замосковный – в качестве модератора сессии.

Подводя итоги сессии, руководитель Национального агентства сказал: «На мой взгляд, в развитии НСК есть два основных драйвера. Первый драйвер – это связка СПК и отраслевых министерств. Второй – регионы, которые “приземляют” партнерство образовательных организаций и работодателей. При этом языком их взаимодействия становятся, с одной стороны, содержащиеся в профстандартах описания знаний и умений, а с другой – формат независимой оценки квалификации, совмещаемый с процедурами итоговой аттестации в вузах и колледжах, программах ДПО, который успешно реализуется».


Источник: пресс-служба Национального агентства развития квалификаций

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.