Новости / Экономика

Отрасль беспилотной авиации переживает взрывной рост

Проекты по созданию мобильного дронопорта и пожарного БПЛА поступили на форум «Сильные идеи для нового времени»

Больше 290 идей из общего числа поступивших на форум «Сильные идеи для нового времени» подано по направлению «Технологическое развитие», куда принимаются инициативы по обеспечению технологического суверенитета страны. Среди предложений – решения по созданию заправочных станций-аэродромов для беспилотников, мобильных дронопортов и пожарного БПЛА.

«Отрасль беспилотной авиации переживает взрывной рост, и в ближайшие пару десятилетий мы увидим смену нескольких поколений инженерных систем. Сегодня отрасль крайне нуждается в новых продуктах и прорывных решениях, которые заложат фундамент ее будущего, а также в проектах, работа над которыми принесет нашей стране лидерство на мировом рынке беспилотников. Участие в форуме «Сильные идеи для нового времени» — возможность для инженеров и ученых, компаний и молодых стартапов не только заявить о своих разработках и обратить на них внимание рынка, но и получить поддержку экспертов и других уже состоявшихся игроков, госструктур, институтов развития и инвесторов, возможность быстрее сделать следующие шаги в развитии проекта», - заявил куратор направления «Технологическое развитие», исполнительный директор Платформы НТИ Андрей Силинг.

По его словам, за последний год наблюдался значительный рост числа производителей дронов, поэтому сейчас очень востребованы идеи в области навигации и связи, дистанционного зондирования земли, новых материалов и источников питания, а также инфраструктурные решения для полетов беспилотников, в том числе в ближнем космосе. Также необходимы эффективные методики подготовки специалистов, компетенции которых будут соответствовать темпам развития рынка. 

Михаил Климчук из Белгородской области представил на форум проект «Ладонь – заправочные станции-аэродромы для беспилотников», который предполагает повсеместное размещение стационарных посадочных вышек для БПЛА. Там они смогут автоматизировано подзарядиться, причем не только стандартным способом, но и через магнитную, индукционную или WiFi-зарядку. Такие станции могут использоваться дронами в агропромышленном комплексе, а также беспилотниками, которые занимаются мониторингом сооружений, исследуют местность, доставляют посылки с продуктами, лекарствами или почтой.

«Проблему быстрой «утомляемости» дронов можно решить при помощи автоматизированных систем вышек-аэродромов «Ладонь». Наше решение даст мощный толчок для развития различных видов бизнеса, использующих БПЛА как инструмент, позволит создать и развить инфраструктуру для БПЛА. Потенциально решение может быть полезно нефтяным и газовым компаниям: зарядные станции позволят дронам обеспечивать постоянный мониторинг работы и неисправностей нефтяных вышек и газопроводов», - заявил Климчук.

Проект решает проблему с отсутствием инфраструктуры и системы подзарядки для дронов, чтобы беспилотникам больше не приходилось возвращаться в исходную точку для смены аккумулятора. Это повысит их эффективность и поспособствует развитию логистики, особенно в отдаленных населенных пунктах. Для тестирования и создания первых вышек потребуется 10 млн руб.

Также Климчук презентовал проект «Стрекоза – летающая пожарная машина (БПЛА)». Автор идеи предложил создать дрон, который будет своевременно находить и ликвидировать задымления и лесные пожары, а также обследовать территории в инфракрасном диапазоне и анализировать состояние воздуха на наличие вредных веществ. Планируется использовать искусственный интеллект, чтобы дроны могли обучаться и самостоятельно вырабатывать реакцию на те или иные случаи возгорания.

«Крупные беспилотники предназначены для непосредственного тушения пожаров. Они могут, например, набирать воду из водоемов в режиме глиссирующего полета и затем сбрасывать ее на очаг пожара. БПЛА вертолетного или мультикоптерного форм-фактора применяются для тушения пожаров в высотных зданиях, подъема пожарного рукава на необходимую высоту. Также для этого могут использоваться автономные беспилотники, оснащенные бортовыми емкостями с порошковыми противопожарными смесями», - сообщил Климчук.

Преимущество таких инновационных БПЛА в том, что они могут быстро отреагировать на появление пожара и потушить его в труднодоступных местах. Лидер проекта уверен, что беспилотники смогут значительно повысить эффективность и безопасность пожаротушения. Кроме того, пожарные могут использовать дроны как ретрансляторы при организации радиосвязи во время тушения возгораний. На доработку инициативы потребуется 3 млн руб., базовые исследования по использованию таких БПЛА проведены командой проекта. Проект, в первую очередь, может быть интересен МЧС России.

Александр Прутов из Челябинской области предложил решение «Дронопорт Урал» по модернизации спецтехники и автомобилей до «мобильного дронопорта». Проект предполагает создание таких дронопортов на базе машин «Урал», КамАЗ, а также техники из стран БРИКС. По сути, автомобиль превращается в мобильный наземный пункт управления дронами, зарядную и ремонтную станцию, а также мини-аэропорт для их базирования. Решение может быть полезно для аграрной и нефтегазовой отрасли, в которых используются беспилотники.

Задача проекта – использовать дронопорты для получения информации с удаленных объектов, создания выездных рабочих баз, интеграции различных видов БПЛА в работу организаций, формирования логистических хабов для пассажирских и грузовых дронов. Использовать данное решение можно в различных климатических поясах.

«Дронопорт – это универсальное, энергоэффективное решение для работы с широким спектром БПЛА, робототехникой и спутниковой связью на базе грузовой, автомобильной спецтехники или стационарно. Оно обеспечивает круглосуточную работу специалистов-операторов дронов на инфраструктурных или удаленных объектах с безопасным размещением людей в машинах без рисков и вреда, в том числе при движении по бездорожью. В ходе переговоров с представителями компаний, работающих с дронами, 85 % проявили заинтересованность в поиске эффективных решений по использованию БАС с имеющейся автотехникой», - рассказал Прутов.

На дронопорты планируется устанавливать специальное оборудование для одиночного или одновременного запуска БАС в ручном или автоматическом режиме. Также дронопорты могут использоваться для подзарядки и технического обслуживания дронов прямо на месте их применения. При необходимости автомобиль с дронопортом может быстро переместиться из одной точки на другую.

Заявки на форум «Сильные идеи для нового времени» принимаются до 31 января на платформе идея.росконгресс.рф. Организаторы – АСИ и Фонд Росконгресс, соорганизатор – ВЭБ.РФ.

Источник: Фонд Росконгресс

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.