Новости / Этновектор

Этнологическая экспертиза: что это и с чем ее едят

Три самые популярные ошибки в трактовке задач этнологической экспертизы: посчитать потери при промышленном освоении территорий, остановить производство, восстановить экосистемы. Рассказываем о теории, опираясь на опыт «Норникеля», кому, зачем, когда нужна и когда не нужна процедура.

Этнологическая экспертиза: что это и с чем ее едят

Фото: пресс-служба "Норникеля"

Заказчиком этнологической экспертизы чаще всего выступает бизнес. Это научное исследование влияния промышленности на жизнь коренных народов, их промыслы, культуру и сакральные места. Этноэкспертиза помогает установить воздействие на оленеводство, рыбную ловлю, охоту, сбор дикорастущих растений и разработать систему мер по недопущению, минимизации, смягчению и компенсации предполагаемого или уже нанесенного ущерба. При этом должно оцениваться влияние не только самого производства, но и сопутствующих линейных объектов, например, линий электропередачи, дорог.

Законодательство РФ создает условия, а международные ESG-стандарты поощряют компании проводить оценки воздействия, которые в России получили название этнологической экспертизы, до старта проектов, то есть до строительства заводов или открытия шахт.

В 2023 году компания «Норникель» заказала этноэкспертизу в преддверии старта работ по разработке Колмозерского месторождения лития. Оно находится в Ловозерском районе Мурманской области. Разработкой будет заниматься совместное предприятие «Полярный литий», в котором участвуют «Норникель» и «Росатом».

Месторождение открыто и поставлено на учет 50–60 лет назад, после этого никаких исследований на территории не проводилось. Рассказывает председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин: «Этноэкспертиза позволяет выявить информацию о том, как и на кого конкретно может повлиять разработка месторождения с учетом ее относительной отдаленности от поселков и использования земель оленеводами».
Иногда этноэкспертизу заказывают по факту влияния, когда событие уже случилось. Примером такой ситуации может быть техногенное воздействие.

Первую этнологическую экспертизу «Норникель» провел в 2020 году на Таймыре, когда авария привела к разливу дизельного топлива. По результатам экспертизы были проведены обсуждения с руководством региона, общинами, представительными органами и организациями коренных малочисленных народов.

В результате консультаций появилась Программа содействия развитию коренных малочисленных народов.

Параметры программы:

  • срок действия 5 лет,
  • финансирование более 2 млрд руб.,
  • 44 мероприятия.

Исследование позволяет ответить на три вопроса.

Какое потенциальное воздействие может быть оказано на сообщества коренных народов, их традиционный образ жизни, промыслы и культуру и как минимизировать это воздействие? «Например, строительство дороги до месторождения может усилить антропогенное воздействие на тундру, а значит, на кормовую базу оленей, пути их миграции, места отела. Это может подвергнуть риску оленеводство», – поясняет Алексей Цыкарев, эксперт ООН и бывший заместитель председателя постоянного форума ООН по вопросам коренных народов.

На какие сообщества может быть оказано воздействие? Этноэкспертиза выявляет конкретные поселения, общины, хозяйствующие субъекты или социальные группы коренных народов, которые потенциально могут пострадать от проекта. «В примере с дорогой пострадавшей социальной группой могут стать производственные кооперативы, оленеводческие общины и частные оленеводы. Экспертиза должна идентифицировать затрагиваемые лица, домохозяйства или организации», – говорит Алексей Цыкарев.

Кто представляет сообщества, которые пострадают от воздействия? «Экспертиза ставит задачу определить стороны, которые могут вести переговоры от имени затрагиваемых сообществ коренных народов. Иногда выясняется, что ни одна сторона не обладает 100%-ным мандатом представлять интересы затрагиваемых сообществ. В таких случаях компании следует вести переговоры с несколькими сторонами, например, с советом старейшин, оленеводческой общиной, неформальным объединением оленеводов», – рассказывает Алексей Цыкарев.

Ответы на эти вопросы помогают в консультациях с коренными народами сформировать так называемый план взаимодействия. План фиксирует меры по недопущению, минимизации, смягчению и компенсации значительного воздействия на жизнь коренных народов. Результаты исследования могут приводить к корректировкам проекта, а иногда и к их отмене. В любом случае этнологическая экспертиза создает основу для проведения добросовестных переговоров и заключения справедливых соглашений между компаниями и коренными народами.

Благодаря этноэкспертизе и применению принципа СПОС бизнес и коренные народы находят взаимоприемлемое решение. Промышленное освоение можно и нужно проводить, минимизируя вредное воздействие на жизнь коренных народов.

«С точки зрения устойчивого развития важна проактивная позиция добывающей и перерабатывающей промышленности. В случае с Колмозерским месторождением компания в соответствии со своей политикой, международными стандартами и законодательством взяла на себя обязательства провести этноэкспертизу.

Бизнес заявил, что хочет понимать, каким будет влияние на жизнь коренных народов, их хозяйственную деятельность. И главное – он будет принимать решения, исходя из этого понимания», – резюмирует Николай Доронин.

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.