Новости / Статьи / Образование

Энциклопедия устойчивого развития: цель 4 - качественное образование для всех

«Платформа» продолжает серию публикаций «Энциклопедия устойчивого развития». В них рассматриваются лучшие практики по каждой из 17 целей ООН, направленных на создание равных возможностей и благополучие для каждого участника мирового сообщества.

Энциклопедия устойчивого развития: цель 4 - качественное образование для всех

Фото: pixabay.com

Четвертая цель в области устойчивого развития, связанная с предоставлением доступа к образованию, считается одной из первостепенных. Без наличия даже базовых знаний о мироустройстве у значительной части населения невозможно бороться ни с парниковыми выбросами, ни с голодом, ни с гендерным неравенством.

Образование в контексте устойчивости 

Концепция устойчивого развития (УР) – это ответ на растущую озабоченность по поводу негативного воздействия человечества на окружающую среду. В 1987 году Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию определила концепцию как «развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Это значит, что повышение уровня жизни не может ставить под угрозу жизнь будущих поколений.

Изначально в политике устойчивого развития был упор на защиту окружающей среды, но в XXI веке ключевыми принципами стали социальная справедливость и борьба с бедностью. На Всемирном саммите ООН в Йоханнесбурге в 2002 году была обозначена необходимость переориентации существующих систем образования для достижения устойчивого развития.

Правильное образование в интересах устойчивого развития (ОУР) способствует прогрессу в навыках, ценностях и действиях, необходимых для создания устойчивого мира. Благодаря такому образованию, возможно обеспечить стремление к социальной справедливости, защиту окружающей среды и экономическую стабильность.

Эксперты выделяют 4-ую цель УР как ключ к улучшению всестороннего развития беднейших сообществ мира. Как построить высокотехнологичный и бережный к ресурсам мир будущего, если еще в 2018 году, по оценкам United World Schools, более половины детей и подростков в мире не владели минимальным знаниями в области математики и не умели читать?

Помощь отстающим                                                                                      

Самая тяжелая ситуация с доступом к образованию сложилась на африканском континенте. Однако, согласно данным ЮНЕСКО, сейчас там наблюдается один из самых больших в мире приростов по охвату начальным образованием. Международные благотворительные фонды финансово поддерживают инициативы, связанные с повышением доступа к образованию. В будущем обучение молодого поколения должно повысить количество квалифицированных рабочих, и государственные органы смогут использовать это для построения более справедливого общества с равными возможностями.

Но пока в африканских странах с низким достатком наблюдается большой разрыв между количеством обучающихся детей и молодежи. От 30 до 50% детей среднего школьного возраста посещают школу, но в старшие классы идут лишь от 7 до 23%. Самый низкий уровень образования молодежи наблюдается в Центральной и Восточной Африке.

Фонд Anike Foundation оказывает точечную поддержку инициатив в разных странах – в Камеруне, Уганде, Кении. Фонд с 2007 года поставляет нуждающимся образовательные ресурсы – карандаши, учебники, тетради, спортивный инвентарь, а также обеспечивает им доступ к учебным заведениям и другой необходимой инфраструктуре.

Японский пример

Для обеспечения устойчивого будущего необходимо трансформировать и саму систему образования. Сегодня переход обучения к принципам устойчивого развития является одним из глобальных мировых трендов.

В 2018 году лидирующие позиции в области устойчивого развития в системе высшей школы Японии и азиатского региона занял Университет Хоккайдо. В 2010 году там появился отдел по устойчивому развитию. Он отвечает за экологическое образование и просвещение (как внутри университетского сообщества, так и за его пределами), сотрудничество университета с администрацией города, компаниями и населением, снижение негативного воздействия на окружающую среду и рациональное природопользование на территории кампуса. 

В университете с 2012 года реализуются проекты по энергосбережению, зелёному строительству, управлению отходами, воспроизводству лесов, распространению знаний об устойчивом развитии, проведению научных исследований и разработке образовательных программ. В вузе проводятся межфакультетские семинары по вопросам экологической этики и ежегодная «Устойчивая неделя» с лекциями и семинарами.

Инициативы по устойчивому развитию интегрированы в жизнь университета на разных уровнях - от межфакультетского соперничества (проводится соревнование в области экономии электроэнергии) до бытовых правил кампуса (студентам рекомендовано пользоваться лифтом только при спуске более чем на три этажа вниз или при подъеме более чем на два этажа вверх).

Расходы на «устойчивые инициативы» составляют 3,4–3,5% годового бюджета университета. При этом за 6 лет японский вуз значительно снизил эмиссии парниковых газов (на 87%) и расходы воды (на 76%).

Нужно новое образование

Исследователи устойчивого образования в университетах мира выявили основные факторы успешной интеграции принципов УР. 

В первую очередь, важно привлечение наибольшего числа участников к проектам – студентов, преподавателей, неакадемический персонал, внешних партнёров и органы управления. Также имеет значение активное взаимодействие преподавателей с администрацией вуза, поддержка со стороны руководителей учреждения, которые должны применять соответствующие материальные или нематериальные стимулы. Задачи реализуемого проекта должны быть достижимы и осязаемы, при этом желательно ставить конкретные цели.

В российском устойчивом образовании, как и во всем мире, сейчас превалирует экологическая составляющая. Эксперты считают, что введение в образовательный процесс вопросов экологии придает необходимую системность, но это лишь первый этап формирования новой системно-целостной модели образования в интересах устойчивого развития. 

Несмотря на положительные изменения, нынешняя мировая система образования мало ориентирована на будущее: она живет воспоминаниями о прошлом. На протяжении веков образование представлялось процессом усвоения систематизированных знаний, навыков, умений, опыта, культуры прошлых поколений. Будущие поколения в таком понимании процесса отсутствуют. Устойчивое развитие направлено на изменение этой модели.

Справка: 

В 2015 году на Саммите ООН в Нью-Йорке была принята «Повестка в области устойчивого развития до 2030 года». Она включает 17 целей, направленных на обеспечение благополучия людей и сохранение ресурсов планеты. Цели затрагивают все сферы жизни общества.  

Источники: cyberleninka.ru, developmenteducationreview.com, anikefoundation.org/, fgp.msu.ru 

Рекомендуем
Контакты:

Адрес редакции:
г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 67
Телефон редакции:
+79854690472 | +79859921629
Учредитель СМИ:
ООО «Консалтинговая компания «Ви Эм Ви»
ИНН: 7723812159
Редакция:

red@sdpl.ru
Главный редактор:
Ирина Олеговна Унруе
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2022 «Платформа Устойчивое развитие» - сетевое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.