Новости / Статьи / ЭКО-среда / Экономика

Энциклопедия устойчивого развития: цель №11 - безопасная и экологически устойчивая среда

«Платформа» продолжает серию публикаций «Энциклопедия устойчивого развития», посвященную 17 целям ООН. Цель №11 – качественная среда для существования всех людей в мире. Ее задачи – сочетать урбанизацию и бережное отношение к природе так, чтобы не вредить планете.

Энциклопедия устойчивого развития: цель №11 - безопасная и экологически устойчивая среда

Фото: pixabay.com

Неизбежная урбанизация

В 1950 году всего 30% населения мира обитало в городах. К 2020 году уже половина человечества — 3,5 миллиарда человек — уехала из сельской местности. Согласно прогнозам ООН, в 2030 году городскими жителями станет 60% населения, а к 2050 году - более 68%. Стремление в города обусловлено понятными экономическими причинами: люди стремятся повысить свое благосостояние. Но одновременно они нередко ухудшают свое здоровье. Среда в городах остается гораздо менее экологичной, чем в деревнях.

Небольшое поселение, как правило, производит такое количество отходов, которое можно переработать. В местах большого скопления людей крупной проблемой становятся, с одной стороны, свалки, с другой - сильный углеродный след, приводящий в итоге к глобальному повышению температуры на Земле.

Он же ведет к тому, что жители мегаполисов гораздо чаще страдают от загрязненного воздуха. В столицах, где не заботятся об экологии, степень негативного влияния углеродных выбросов равносильна воздействию курения, считает врач-терапевт Виктор Лишин. На города сегодня приходится 70% антропогенных выбросов парниковых газов.

В результате чем больше становится населенный пункт, тем сложнее добиться его устойчивости.

Главные задачи

Урбанизация – необратимый процесс, который необходимо взять под контроль. Человеку нужно жить в комфортной и экологичной среде с чистым воздухом. 11-ая цель Устойчивого развития как раз о создании таких городов будущего. Согласно ней, в первую очередь необходимо работать над очищением атмосферы от выбросов СО2 и системами сбора и переработки отходов.

Также, чтобы городская среда стала комфортнее, у всех горожан должен быть доступ к общественным местам и парковым зонам - включая детей, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. Важную роль здесь играет транспортная система в городах: передвижение граждан должно быть безопасным, недорогим, доступным и при этом экологичным.

Между городскими, пригородными и сельскими районами ООН призывает создавать и поддерживать позитивные экономические, социальные и экологические связи. Также города XXI века должны эффективно использовать ресурсы, адаптироваться к климатическим вызовам и быть устойчивыми к бедствиям.

Важно и обеспечить всех людей адекватным, безопасным и доступным жильем. На сегодняшний момент более 800 миллионов человек живут в трущобах, а улучшение их жилищных условий до необходимого минимума оценивается в 929 миллиардов долларов.

Другими словами, цель №11 в контексте устойчивого развития - довольно амбициозна.

Велосипеды как эко-ноу-хау

Но уже есть примеры достойной реализации.

Так, Копенгаген называют одним из самых зеленых городов на планете. Город поставил целью стать первой в мире столицей с нулевыми углеродными выбросами к 2025 году. Для этого власти сосредоточились на снижении энергопотребления различными способами.

Например, почти все дома города к настоящему моменту переведены на интегрированную систему централизованного теплоснабжения и инновационную систему охлаждения. Это позволяет экономить около 70% энергии, по сравнению с традиционными системами кондиционирования и отопления.

Власти Копенгагена также сосредоточены на сокращении выбросов СО2 и улучшении здоровья жителей за счет структурных изменений транспорта. Создание легендарной системы велодорожек Дании привело к тому, что 45% ее горожан теперь ежедневно передвигаются на велосипедах.

Новая задача правительства заключается в том, чтобы распространить популярность велосипедов по всей стране. В связи с этим в последние годы датское правительство активно строит систему велосипедных магистралей между городами. Сейчас 60% всех поездок на расстояние менее 5 километров в столичном регионе совершают на велосипедах. При этом правительство стимулирует граждан пользоваться велосипедами и при поездках на дальние расстояние.

Сингапурский пример

Знаковым государством в контексте цели №11 является и Сингапур. Он насчитывает более 5,5 миллионов жителей – и он же вошел в десятку самых устойчивых городов в рейтинге консалтинговой компании ARCADIS.

Город-государство предпринял особенно решительные шаги по обеспечению устойчивости транспорта. В частности, власти ограничили права населения на владение личными автомобилями. Купить новый автомобиль в Сингапуре можно только при наличии сертификата, подтверждающего, что старая машина отправлена на утилизацию (или у вас ее никогда не было). При этом за сертификат права владения машиной нужно заплатить столько же, сколько стоит сам новый автомобиль. Документ действителен в течение десяти лет, а по прошествии этого срока автовладельцы должны отказаться от автомобиля или продлить разрешение еще на 10 лет, однако сделать это разрешено всего один раз.

Такие правила привели к снижению загрязнения воздуха. При этом власти компенсировали ограничения эффективной и удобной системой общественного транспорта.

Согласно дальнейшему плану устойчивого развития города, к 2030 году 80% сингапурских домохозяйств будут находиться в пределах 10 минут от железнодорожной станции. Сейчас большинство сингапурцев ходят пешком, ездят на велосипедах или пользуются общественным транспортом для передвижения по городу.

Город продолжает развивать транспортные инициативы в области инноваций. Сингапурский технологический университет Наньян и Технический университет Мюнхена сегодня работают над совместным проектом Eva Taxi, который представляет собой электромобиль, функционирующий как городское такси. Сервис готовится к запуску.

Устойчивая архитектура

Таким образом, устойчивые города – важнейшая составляющая современного мира. Комплексное решение экологических и социальных вопросов на муниципальном уровне прямо влияет на борьбу с изменением климата и неравенством в обществе.

Наводнения, аномальная жара, повреждение систем водоснабжения – разрушительный эффект всех этих чрезвычайных ситуаций можно уменьшить с помощью устойчивой инфраструктуры в городах. Даже распространение болезни, как показал опыт пандемии коронавируса, иногда можно ограничить с помощью разумного и устойчивого городского планирования.

Города, которые снижают риск климатических воздействий и других стихийных бедствий, будут меньше сталкиваться с материальным ущербом, страховыми убытками и несчастными случаями. А инклюзивная направленность городского планирования способствует достижению других целей устойчивого развития – равного доступа к образованию и здравоохранению. 

Источники: plus-one.ru, ООН, copenhagenize.com, mashable.com, rambler.ru


Рекомендуем
Контакты:

Адрес: г. Москва, Долгоруковская ул. дом 6, офис 68
Телефон:+79854690472
Редакция:

red@sdpl.ru
Шеф-редактор: Елена Новомлинская
Главный редактор: Татьяна Крикун
Реклама:

adv@sdpl.ru
+79854690472
Юлия Громова

© 2015—2020 «Платформа Устойчивое развитие» - деловое издание. 18+

Свидетельство о регистрации электронного СМИ Эл № ФС77-75318 от 15.03.2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новости, аналитика, лучшие практики устойчивого развития компаний, городов, регионов и государств.

При перепечатке материалов или частичном цитировании ссылка на портал SDPL.ru обязательна.